Встанут на рельсы. В Самаре начнут выпускать новые пассажирские вагоны

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Владимир Смирнов/ИТАР-ТАСС

Российский производственный комбинат откроет в Самаре новый завод по произодвсту железножороных вагонов. Планы амбициозные — не только вытеснить конкурнентов Siemens и Bombardier с российкого рынка, но и составтиь им конкуренцию на мировм уровне.

Руководство производственного комбината «Энерготехмаш» (ЭТМ), расположенного в городе Жигулевске Самарской области, как говорится, решило оседлать тренд. Еще в 2008 году Владимир Путин подписал стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. На реализацию этой программы выделят 13,7 трлн рублей, часть этих средств направят на обновление подвижного состава.

Планы довольно амбициозные: полная замена 1 млн грузовых вагонов и более 100 тыс. пассажирских. Однако подписывать стратегии — это одно, а вот обновлять вагонный парк — совсем другое.

Реализация благой инициативы может оказаться под вопросом, ведь в России существует дефицит производственных мощностей подвижного состава. При этом ситуация характерна не только для нашей страны, но и для всего мира в целом. Существует всего лишь четыре компании, занимающихся производством алюминиевых вагонов: Bombardier Inc. (Канада), Siemens AG (Германия), Alstom (Франция) и ADtranz (Швейцария) — все эти заводы работают на полную мощность. А Самарская область имеет реальные шансы стать пятым производственным центром. По словам председателя совета директоров ПК «Энерготехмаш» Владимира Кожухова, разработка алюминиевых вагонов сейчас ведется на Урале, в Воронеже и Красноярске, но самарские разработки уже завершены. Сейчас ЭТМ близок к созданию первого прототипа алюминиевого вагона.

ЭТМ сейчас ближе всех к тому, чтобы предложить готовый к производству продукт. Мы уже ведем переговоры с ОАО «Российские железные дороги», чтобы наладить производство алюминиевых вагонов на территории Самарской области.

Традиционные вагоны изготавливают из стали — материал тяжелый, но дешевле алюминия. Так почему же железнодорожники заинтересованы именно в этой продукции? Ответ прост: такие вагоны служат значительно дольше. Проектная стоимость вагона от ЭТМ составляет 36 млн рублей, в то время как стальной стоит 28 млн рублей, но при этом покупка новинки из «крылатого металла» в конечном итоге выгоднее.

Время службы традиционного вагона составляет 15 лет, в то время как алюминиевый прослужит 45 лет. При этом затраты на эксплуатацию такого вагона ниже. В результате покупка алюминиевого вагона на 80% будет выгоднее стального.

К реализации алюминиевого проекта в Самаре подошли с размахом. Специально для этого создали проект «Алюминиевые вагоны России» и рабочую группу, в состав которой вошли региональные промышленники, ученые и чиновники.

Работы по запуску нового предприятия проведут сразу в нескольких направлениях: проектирование и строительство самого производства, лоббирование интересов производства в администрациях различных уровней и научно-технические разработки. Кстати, научной работой будут заниматься руководители и профессора самарских вузов.

Вагоны нового поколения — это только одно из направлений деятельности завода. Предприятие будет заниматься выпуском и другой продукции из «крылатого металла».

Для ускорения работы мы можем начать с более простой продукции. Например, производить алюминиевые контейнеры, которые сейчас очень востребованы на рынке. По сравнению со стальными аналогами наша продукция будет обладать теми же преимуществами, что и алюминиевые вагоны. Такие контейнеры долговечнее, легче и дешевле в эксплуатации.

Реализация проекта может обеспечить региону дополнительно 17 тыс. рабочих мест.

Из них около 4 тыс. человек будут работать непосредственно на самом предприятии по сборке. Будет очень много ручной работы. Они будут монтировать системы жизнеобеспечения, отделку, мелкие детали. При этом остальные рабочие места распределятся по производителям комплектующих, их предприятия также планируется расположить в Самарской области. Переговоры о совместной работе над проектом ведутся с ОАО «АвтоВАЗ», руководством «Волгацеммаша», «Авиакора».

На данный момент ЭТМ ведет диалог с ОАО «РЖД». Если промышленникам удастся договориться еще и с железнодорожниками, то предприятие будет обеспечено работой на долгие годы.

Причем если хотя бы 40% обновления подвижного состава железной дороги пойдет по линии алюминиевых вагонов, то до 2030 года нужно произвести как минимум 450 тыс. вагонов. И одного завода на 3,2 тыс. вагонов будет недостаточно. Поэтому нужно строить сразу несколько заводов. Есть варианты размещения производств в особой экономической зоне промышленно-производственного типа в Тольятти, есть места в пригородах Самары и Чапаевска.

Макет завода и ассортимент его продукции рабочая группа представит уже в этом году. Стоимость строительства предприятия составляет 636 млн евро.

Назначение и условия эксплуатации вагона определяют требования к его конструкции, и в частности конструкции кузова. Особенности эксплуатации пассажирских вагонов требуют обеспечения соответствия по прочности, температуре, вентиляции, уровню шума. Эти требования изложены в ГОСТе от 2000 года и должны обязательно соблюдаться, в том числе и в проекте алюминиевого вагона.

Видео

Если благодаря новому сегменту вагоностроения появятся вакансии, это очень сильно разгрузит рынок рабочей силы. Уверен, что это хорошая идея.

Всегда приятно слышать, что мы в чем-то можем перегнать Запад. Наверняка наши вагоны будут лучше. Как, впрочем, и почти все, что делают у нас.

Недолговечные вагоны — наш крест. Если они и правда прослужат так долго, мы порадуемся.

Автор

Сергей Богданец

Над статьей работала

Елена Хотулева

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Артем Карпенко 13 ноября 2012, 10:30

Как говорится, дай им бог, если наши вагоны действительно смогут переплюнуть западные аналоги и составить им конкуренцию хотя бы на внутреннем рынке, это будет действительно большой шаг, причем, для промышленности вообще, не только для вагоностроения.

Владимир Селиванов 13 ноября 2012, 12:39

Проект амбициозный и по-своему красивый. В принципе, радует уже то, что завод будет полностью нашим, а не опять приедут крутые дяди с запада, чтобы строить у нас свои вагоны.

Станислав Родин 13 ноября 2012, 15:02

Вот такие новости и читать приятно, правда. Особенно о том, что наш ЭТМ может догнать и перегнать таких гигантов, как Siemens и Alstom.

Александр Наумов 13 ноября 2012, 16:44

Насколько я понимаю, сейчас это все находится на стадии проекта, и, как говорится, рано радоваться. Но да, дай им бог осуществить задуманное хотя бы наполовину.

Отмечено
редакцией

Игорь Остапов 13 ноября 2012, 17:38, Изменено: 14 ноября 2012, 12:36

Проект русского алюминиевого вагона существует уже давно, и даже очень давно - и наконец-то хоть кто-то взялся за его реализацию.

Добавить комментарий

Новое на сайте