Руководство Волжского автозавода сделало сенсационное заявление. В ближайшее время предприятие планирует возобновить производство автомобиля «Ока». По прогнозам экспертов, обновленный вариант народного автомобиля быстро завоюет сердца не только россиян, но и жителей других стран.
Идея воссоздания «Оки» не лишена смысла. Ведь в то время как потребность в небольших и экономичных машинах постоянно растет, российский сегмент дешевых машин класса А заполнен в основном автомобилем Daewoo Matiz.
ВАЗ планирует запустить в производство малолитражную модель, которая бы стала идеологическим преемником «Оки», выпускавшейся в Тольятти вплоть до 2008 года. Новый автомобиль займет модельную нишу ниже Lada Granta. Если АвтоВАЗ и Renault-Nissan разработают новую модель, то собирать ее будут не только в России, но и в Индии, Китае и Латинской Америке, где она будет пользоваться популярностью.
По словам Игоря Комарова, реализация проекта новой «Оки» — перспектива весьма далекая. Ориентировочные сроки появления этой машины на рынке — 2020 год. Также пока неизвестно, как будет выглядеть эта машина и что она будет собой представлять.
СПРАВКА Smartnews
Возможность возобновления производства обновленной «Оки» уже не раз рассматривалась АвтоВАЗом. «Ока-3» шла под кодовым названием «Проект 11174». Машина должна была быть построена на базе хетчбэка Lada Kalina. Прототип новой «Оки» имел 80% общих узлов и компонентов с пятидверным хетчбэком Lada Kalina, однако крыша, боковина и задняя часть пола этого автомобиля должны были стать полностью оригинальными деталями. Габаритная длина новой «Оки» составляла бы 3650 мм (на 200 мм короче «Калины» и на 400 мм больше малолитражки предыдущего поколения). В серийное производство этот автомобиль так и не пошел.
Между тем судьба маленькой народной машины интересна и своеобразна. Мало кто знает о том, что эта машина была разработана по инициативе молодых инженеров, а в серию она пошла благодаря стараниям министра автомобильной промышленности Виктора Полякова.
История «Оки» началась в 80-х годах прошлого столетия на Серпуховском заводе. Довольно долгое время это предприятие производило мотоколяски СЗД, которые предназначались для инвалидов. Представители старшего поколения наверняка помнят это транспортное средство угловатой формы, кислотной окраски с мотоциклетным двигателем. На тот момент оно устарело, страна же нуждалась в автомобилях подобного класса.
Группа молодых инженеров Серпуховского завода выступила с идеей разработать новый автомобиль для инвалидов, который будет отвечать современным требованиям и заменит устаревшую СЗД. Высокое руководство дало добро, и работа закипела. Но справиться самостоятельно с разработкой нового автомобиля у инженеров не получилось. Проблемы начались на этапе проектирования двигателя. Планировалось, что новый автомобиль будет иметь собственный мотор, но Минтранс СССР решил, что это непозволительная роскошь. Машину необходимо было оснастить двигателем, который уже производился серийно.
Автомобиль «Ока» сходит с конвейера. 1991 год.
Фото: Владимир Акимов/РИА НовостиВ 1983 году инженеры Серпуховского завода прибыли на АвтоВАЗ за помощью и советом. В ходе обсуждения было решено оснастить машину двигателем от ВАЗ-2108. Но «железное сердце» решено было распилить пополам, так как для легкой машины столь большая мощность не требовалась. Таким образом «Ока» получила двухцилиндровый мотор от «восьмерки», и инженеры начали обдумывать остальные узлы будущего автомобиля для инвалидов.
К работе подключился и дизайнерский центр предприятия. За основу был взят Daihatsu Cuore 1985, который по своим размерам и форме очень напоминал «Оку». Машину максимально удешевили, на каком-то этапе даже было принято решение, что бамперы будут ставить металлические, так как пластмассовые в то время стоили достаточно дорого.
С аналога взяли размеры и пропорции, стилеобразование и пластика у «Оки» свои. Я особо не верил, что эта машина куда-либо пойдет. Возможности для производства были небольшими, да и представители Серпухова пытались во всем ограничивать: максимально простой, максимально дешевый и надежный в эксплуатации.
Были собраны несколько автомобилей и проведены испытания, в ходе которых были выявлены недостатки нового автомобиля для инвалидов. После этого интерес к «Оке» пропал. И, возможно, она бы так и осталась опытным образцом, если бы не визит на предприятие министра автомобильной промышленности СССР Виктора Полякова, которому совершенно случайно попался на глаза пластилиновый макет «Оки». По свидетельствам очевидцев, министр очень долго его рассматривал и о чем-то думал. Вопросов заводчанам по поводу этой модели он не задавал. Как оказалось, в момент созерцания пластилинового макета в голове министра родилась идея о народном автомобиле, который будет по карману буквально каждому гражданину Советского Союза. Таким образом «Ока» получила поддержку на самом высоком уровне, и ее проектирование началось с новой силой.
Видео
Провели доработки, и «Ока» показала очень хорошие результаты на ходовых испытаниях. После чего началось ее массовое производство, но уже не как автомобиля для инвалидов, а как народного автомобиля. Производилась она сразу на трех предприятиях: в Серпухове, на АвтоВАЗе и на КамАЗе.
Впрочем, просуществовать на рынке слишком долго машине не удалось — грянула перестройка, на рынке стали появляться иномарки, и «Ока» оказалась неконкурентоспособной. Кроме того, она не соответствовала современным требованиям безопасности. В народе этот автомобиль прозвали «капсула смерти», потому что при сильном ДТП его кузов складывался в гармошку. В скором времени производство «Оки» было прекращено сначала на АвтоВАЗе, а впоследствии и на двух других заводах. Вернулись к этому вопросу лишь в этом году.
Но это же здОрово!!! Маленький, юркий, бензино экономный, для города с его дорожными пробками просто не заменим. Ока во многом отвечала этим эталонам, но она ремонтно дорогая, немножко хлипкая и по дизайну оставляла желать лучшего. Хотелось бы видеть подобную машинку уже завтра, а не в 2020 году.
Согласен что к 20 году забудут про обещания да и Китай не дремлет и будет у нас как в любом магазине что не купиш то всё из Поднебесной.
Хм… Если мне говорят, что «Ока» — это ситикар, или же «советский субкомпактный хэтчбек ВАЗ-1111», то «Запорожец» — это полноприводный украинский джип!
Ока — неплохой городской автомобиль. Был когда-то очень давно. Сейчас, чтобы вернуться на рынок, этому автомобильчику нужно будет здорово побороться за место под солнцем.
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе