Один из главных символов Самары, мозаичное панно на Доме профсоюзов, находится под угрозой. Новый хозяин здания решил построить на фоне картины ресторанную веранду. Архитекторы бьют тревогу, но, оказывается, решить проблему не так-то просто.
Владелец ресторана Art&Fact, расположившегося в бывшем Доме профсоюзов, решил пристроить к своему заведению веранду на уровне второго этажа и начал возводить железобетонные конструкции прямо на фоне исторической мозаики, которая негласно считается одним из самых известных символов Самары. Каркас для будущего сооружения закрывает половину исторического панно, а строители ежедневно отбивают все больше раритетных фрагментов.
Справка SmartNews
Мозаика под названием «Революция и социалистическое строительство» создана в 1969 году куйбышевским художником Вячеславом Герасимовым, сведения о котором включены в международное издание «Всеобщая художественная энциклопедия. Художники всех времен и народов». Панно украшает две стены Дома профсоюзов на Волжском проспекте, 19, и на одной из стен занимает в высоту два этажа. В нем отражены надежды советских граждан на светлое будущее, увековечен лозунг «Землю крестьянам, заводы рабочим». Изображение сочетает в себе черты авангарда и соцреализма и является одним из немногих сохранившихся до наших дней мозаичных панно в Самаре, а также входит в Международный художественный фонд как одно из крупнейших достижений в области монументального искусства.
Понятно, что можно по-разному оценивать реалии, изображенные на панно. Но такое явление, как мозаика, само по себе требует бережного отношения. Таки произведений искусства и так крайне мало в Самаре, к тому же многие ранее существовавшие панно были разрушены за последние 20 лет. А ведь работа, размещенная на Доме профсоюзов, — одна из самых лучших. Она отражает целый пласт истории: там есть и космос, и Гражданская война, и революция, и социализм. То, что сейчас происходит с панно, — это полное безобразие!
Особенно обидно самарской интеллигенции, что мозаика работы заслуженного художника РФ уничтожается именно сейчас, ведь совсем недавно самого Вячеслава Герасимова поздравляли с 75-летием. Герасимов — автор огромного количества масштабных мозаичных работ, украшающих самарские станции метро, учреждения культуры и дворцы бракосочетаний. Не менее переживает за судьбу мозаики и сам художник.
Это панно — одна из визитных карточек Самары. Было время, когда его постоянно изображали на открытках, показывали туристам в качестве достопримечательности. Конечно, мне неприятно видеть, как мозаику перекрывают каркасами, грозя повредить или вовсе уничтожить. Боюсь, что к лету стену затянут полотном, окончательно стерев изображение с лица города. А ведь работ такого масштаба, насколько я знаю, больше нет не только в Самаре, но и во всем Поволжье.
Не помогло спасти мозаику и обращение к чиновникам. Руководитель самарского департамента архитектуры и строительства Сергей Рубаков заверил общественность, что у владельцев ресторана есть все необходимые документы. А президент Федерации профсоюзов Самарской области Павел Ожередов сообщил, что узнал об уничтожении мозаики уже после начала возведения каркаса. Министерство культуры отказалось спасать панно, заявив, что здание ресторана не имеет никакого специального статуса, а значит, особой охране не подлежит. Архитекторы бьют тревогу, пытаясь привлечь к решению проблемы широкую общественность и журналистов, но надежды мало.
— Каркас железной пристройки практически упирается в лицо изображенного на панно Юрия Гагарина. Какие моральные качества нужно иметь, чтобы это сделать? Эта мозаика уникальна: в те годы подобные масштабные работы, занимающие целое здание, делали только в Мексике. То есть сейчас просто варварски уничтожается ценнейший памятник архитектуры. Кто из чиновников поставил свою подпись под этими документами, кто допустил такое безобразие? Считаю, что это строительство необходимо срочно остановить.
Между тем сам ресторатор уверяет горожан, что является спасителем исторического наследия. По его словам, не кто иной, как он, вкладывает деньги и восстанавливает панно, давая ему вторую жизнь.
Никому эта мозаика не была нужна. Ровно до тех пор, пока мы не вложили сюда свои деньги. А мы, между прочим, включаем в затраты и восстановление этой картины. Здесь будет крыша, и на этой крыше будет 3D-подсветка этой самой мозаики.
Однако при ближайшем рассмотрении видно, что строительные конструкции полностью закроют панно и ни о каком восстановлении произведения искусства речи не идет.
Видео
Да, интересно посмотреть на подписи чиновников от культуры, или они опять «не в курсе»?
Да, вещь-то грандиозная. Делайте кафешки — никто не запрещает. Вот только если бы не это панно, Дом профсоюзов выглядел бы унылой серостью. Хотя «профсоюзы» — в наше время это слишком громкое слово. Их единственная цель — деньги, выделяемые на разные программы, мероприятия и т. п. Разогнать бы всех к едрене фене. Ведь все равно, только их активисты и руководство получают какие-то плюшки, и то лишь потому, что «варятся в собственном соку». Для остальных членство практически ничего не дает.
Я сомневаюсь в незаконности. Данная мозаика не является объектом культурного наследия. А вешать рекламу на фасадах у нас вроде бы не запрещено.