Малых бьют. Местные производители продуктов в Самаре на грани разорения

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Самарские власти решили взять под контроль работу крупных супермаркетов. Таким образом чиновники хотят поддержать регионального производителя и спасти мелкие компании от банкротства. В подробностях разбирался корреспондент SmartNews.

Критическая ситуация сложилась на самарском рынке местных продуктов питания. Мелкие и средние фирмы-производители вынуждены сворачивать дела и продаваться крупным федеральным или иностранным компаниям. Виновниками кризиса, по мнению чиновников, являются большие сетевые магазины, которые выдвигают для региональных производителей неприемлемые условия. Власти решили насильственно навести порядок и вмешались в «здоровую конкуренцию».

Сейчас на продовольственном рынке наблюдается жестокая конкуренция. Самарским производителям приходится соперничать не только между собой, но и с крупнейшими федеральными игроками. Ситуацию усугубляют крупные торговые сети, которые ставят такие условия, что региональные производители просто не в состоянии их выполнить. В результате эти игроки теряют существенную долю рынка.

Основной проблемой, которая стоит перед региональными производителями, являются невыгодные коммерческие условия, которые диктуют крупные сетевые супермаркеты своим поставщикам. Мелкие и средние игроки не способны утолить гигантские аппетиты сетевиков. По словам Кирпичникова, платить приходится буквально за всё — плата за «вход», плата за место на полке, плата за расширение ассортимента продукции. Также сетевые супермаркеты требуют отсрочки платежа и настаивают на уценке продукции и скидках. Все эти требования непомерным грузом ложатся на хрупкие плечи региональных производителей, большинство из которых отказываются от сотрудничества с сетями.

На сегодняшний день компания «Верола» не сотрудничает ни с одной крупной торговой сетью. Существует очень много так называемых вторичных требований, которые делают такое сотрудничество невыгодным. Например, супермаркеты готовы оплачивать поставленную им продукцию только через 45 дней после отгрузки. Наше оборудование позволяет производить порядка 70 наименований продукции разной ценовой категории. Но сложившаяся ситуация на рынке постоянно опускает нас в сектор дешевой продукции.

Некоторые местные производители вообще говорят о том, что ситуация на рынке стала катастрофичной. Они не в состоянии конкурировать с крупными иностранными и федеральными компаниями, поэтому вынуждены или уходить с рынка, или продавать фирмы крупным игрокам.

Началась глобальная монополизация рынка как в сетях, так и в представленной продукции в сети. В нашем соковом бизнесе всё монополизируется несколькими крупными компаниями. Они на раз-два скупают все активы, у них идет какая-то большая игра.

Для борьбы с диктатурой сетевых супермаркетов в мэрии Самары была создана специальная рабочая группа, которая должна всесторонне изучить сложившуюся ситуацию и определить методы борьбы. Пока для противодействия глобализации было выбрано два способа: первый — заставить крупные сетевые супермаркеты брать на реализацию продукцию региональных производителей на льготных условиях. Для этой цели планируется написать специальное обращение к федеральным властям. И второй путь — поддержка и развитие региональных торговых сетей, которые будут конкурировать с федеральными, имея при этом существенные преимущества. В частности, для них планируется ввести налоговые льготы, упрощенные процедуры оформления документов и прочие меры.

Я сомневаюсь в том, что инициатива власти сможет изменить ситуацию на рынке. Люди покупают в супермаркетах не только потому, что это удобно, а потому что там стоит всё значительно дешевле, чем на рынке. Чем больше супермаркет, тем ниже цены. А если местные производители не могут предоставить потребителям товары по низким ценам, то им никакая господдержка не поможет.

Надо не ограничивать деятельность крупных супермаркетов, а создавать какую-то свою сеть, в которой будут только товары, произведенные на территории Самарской области. Тогда потребитель сам решит, что ему нужно.

Видео

Похожая тенденция наметилась в Томске

Прислала
Елена Горбачева

Автор

Сергей Богданец

Над статьей работали

Елена Хотулева, Елена Горбачева

1 комментарий к материалу.

Анатолий Губарев 16 февраля 2013, 04:03

Всё правильно, это ещё на заре капитализма Золя описывал. Естественно и логично.
Но методы борьбы - типично совковые: запретить, надавить и т.п. А дальше что?
Уже писали и не раз: в маленьких магазинах изначально товар был убогий. Средние, первоначально держащие марку, довольно быстро скатываются к убогому ассортименту. А так называемые магазины шаговой доступности и эконом-класса напоминают овощные лавки достославного советского прошлого - вонь и грязь. Утрирую, конечно, но не сильно.
О том, что надо делать, разговор отдельный. Понятно, что на гайдаровский самотёк пускать нельзя, ничто само по себе не наладится и не устаканится. Всё нужно продумывать до мелочей и пошагово.
Например, знаю уже две компании, которые объединили фермеров из близлежащих регионов и продают их товары, обе собираются расширять бизнес и число поставщиков. Вот им и нужна адресная помощь. А помощь "вообще всем мелким" - это самообман и обман

Добавить комментарий

Новое на сайте