Нефтяники обвинили силовиков и власти Самарской области в «крышевании» преступных группировок, промышляющих хищениями сырой нефти. Участием в незаконной деятельности не гнушаются даже сотрудники ФСБ. В подробностях теневого бизнеса разбирался корреспондент SmartNews.
Руководство ОАО «АК “Транснефть”» признало Самарскую область наиболее криминальным районом в сфере хищений нефти. Пресс-служба компании сообщила, что за три года на территории региона выявили 42 незаконные нефтеврезки. Нефтяники считают, что такой разгул преступности стал возможен благодаря тесному сотрудничеству преступников и силовых структур.
В состав раскрытых преступных группировок, занимающихся хищением нефти, входили представители ФСБ, полиции, других силовых ведомств и органов власти.
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин также говорит о сращивании криминала и власти и признает, что факт воровства нефти в области достиг чудовищных масштабов.
Даже в Чечне практически наведен порядок в этом вопросе. А в Самарской области кража нефтепродуктов — это отдельная позиция. Я не могу понять, как возникает эта проблема, когда есть такая армия полицейских. Считаю, что эта проблема бы не существовала, если бы в этом не участвовали или это не покрывали люди в погонах.
При таком надежном прикрытии находить незаконные врезки в нефтепроводы становится с каждым годом все труднее. Причем дело не только в том, что данный криминальный бизнес «крышуют» силовики и чиновники. Сами врезчики стали проявлять неслыханную изобретательность и техническую грамотность в вопросе воровства. В «Транснефти» говорят о том, что если раньше для хищения нефтепродуктов использовались разовые врезки, то теперь злоумышленники предпочитают использовать постоянные отводы от нефтепроводов. Для их организации используются специальная техника и самые современные технологии. Отводы от трубопровода делают с помощью горизонтально направленного бурения. Их длина достигает нескольких километров, а глубина залегания — 15 м, что сильно осложняет их обнаружение. Использование высоких технологий говорит о том, что теневой бизнес в губернии поставлен на поток и приносит весьма солидные деньги.
Это очень доходный и очень серьезный бизнес. Но воровство сырой нефти всего лишь верхушка айсберга. Про врезки всегда много кричат и радостно хлопают в ладоши, когда врезчиков ловят на месте преступления. При этом мало кто задумывается о том, что происходит с украденной нефтью дальше. Она мало кому нужна в таком виде. Спрос есть только на готовые нефтепродукты. Я был самым низшим звеном в этой цепочке, но могу предположить, что в этом бизнесе задействованы и нефтеперерабатывающие заводы, и какая-то сеть розничной реализации готовых нефтепродуктов.
Судя по статистике, похитители нефти нередко остаются безнаказанными, даже если их ловят с поличным. ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы», которое входит в состав «Транснефти» и занимается транспортировкой нефти по территории Самарской области, сообщает, что с 2008 по 2012 год правоохранительными органами Самарской области было возбуждено 1291 уголовное дело по факту незаконных врезок в нефтепроводы и хищения нефтепродуктов. При этом до суда дошло всего 143 дела, по всем остальным фактам нарушения закона дела либо были приостановлены, либо прекращены. Но на этом «чудеса» не заканчиваются. По делам, которые дошли до суда, к ответственности был привлечен 361 человек, 224 из которых отделались условными сроками наказания. Ущерб от кражи нефтепродуктов в компании оценивают приблизительно в 1 млрд рублей ежегодно.
Справка SmartNews
По оценкам «Транснефти», потери от деятельности нефтеврезчиков составляют 5–10 млн тонн нефти в год. В связи с этим бюджет недополучает налогов на сумму 19–37 млрд рублей ежегодно.
Сейчас в Самарской области предпринимают попытки навести порядок в сфере транспортировки нефтепродуктов, но эффект от данной борьбы пока прогнозировать никто не решается.
Видео
Ну что тут можно сказать, если кто-то ворует нефть и никак не получается это пресечь, значит это кому-то надо. Не думаю, что вина целиком и полностью лежит только на правоохранительных органах. Сотрудники служб безопасности транспортных компаний тоже могут быть заинтересованы в дальнейшем процветании этого бизнеса. Жить хорошо хотят все, а не только крупные акционеры нефтяных компаний.
Когда слышу в новостях о том, что нашли врезку в трубопровод, меня всегда больше всего беспокоит вопрос экологии. Наверняка преступники не думают об утечке нефти в результате своего незаконного промысла. То, что компании несут убытки, меня совсем не волнует: миллионом больше, миллионом меньше — думаю, для них этот вопрос непринципиален. А вот ущерб окружающей среде может быть очень серьезным.
6 комментариев к материалу.