В последнее время около крупных торговых центров Самары можно увидеть детей младшего школьного возраста. Ребятишки хорошо одеты и выглядят вполне упитанными, но, тем не менее, подбегают к многочисленным прохожим только с одной просьбой: «Подайте, сколько сможете».
На самом деле большинство малолетних попрошаек не нуждается в финансовых средствах, родители о них заботятся вполне хорошо. Единственная причина, которая выгоняет детей на паперть, — это мода. Оказывается, с недавних пор в среде самарских школьников младших классов стало круто заниматься попрошайничеством. Таким образом дети не только самоутверждаются в глазах сверстников, но и заводят новых друзей.
Как ни странно звучит, но попрошайничество для самарских детей стало своего рода искусством. Зарабатывать деньги таким путем решаются только самые отважные. Не всем дано правильно и четко рассчитать и придумать образ нищего, которому многие горожане не смогут отказать в оказании материальной помощи. Корреспонденту SmartNews удалось побеседовать с малолетними нищими и узнать, почему они выбрали для себя такой вид досуга.
Первым «нищим», которого корреспонденту SmartNews удалось поймать около торгового центра «Аврора», оказался 8-летний Максим. Ребенок был одет опрятно, в черный пуховик, вязаную шапочку, джинсы и резиновые сапоги. С виду не похож на оборванца.
Куплю печенье, а то мама денег не дает, боится, что потрачу на сигареты. Два года назад от нас ушел папа. Мама сильно переживала и начала пить. Потом не могла долго устроиться на работу. Денег в доме не было. Часто приходилось еду просить у одноклассников. Год назад мама устроилась на работу, но зарплата маленькая, на сладости денег не дает. Поэтому я иногда после школы прихожу к торговому центру и прошу деньги. Я первое время стеснялся, что кто-то из знакомых увидит. Но вот уже полгода собираю так мелочь, еще немного, и на новый телефон накоплю. Самое главное, чтобы мама не узнала, а то она меня отпорет и на улицу не пустит. Зато я крутой.
Максим не единственный ребенок, который так зарабатывает деньги. Кроме детей из благополучных семей, приходят к торговым центрам и воспитанники детских домов. Несмотря на то что они не нуждаются в одежде, да и кормят их в детских учреждениях хорошо, всё равно попрошайничество притягивает. Детям не хватает денег на мелкие расходы, а воспитатели не имеют право выдавать купюры и мелочь своим воспитанникам. Нередко старшеклассники отправляют попрошайничать малышей.
Я не первый год прихожу просить деньги к торговому центру. Иногда захожу в «Макдоналдс», где обедают богатые люди. Меня так зарабатывать научили друзья из детского дома. Хочется иногда что-то купить вкусненькое, не всё же нам дают в детском доме. Да и на сигареты просят «старшики». Мне всегда деньги дают, я просто вижу, к кому подходить. За два года выучил людей. Сразу видно, добрый или злой человек.
Можно понять таких детей, которым на самом деле нужны деньги. Но есть и попрошайки от природы. Свой талант они начинают оттачивать с младых ногтей. С таким самородком мы познакомились возле торгового центра «Вива Лэнд». 12-летний Кирилл из обеспеченной семьи. Как рассказал мальчик, папа у него — адвокат, мама — врач. Старший брат учится в институте. После школы подросток приходит к торговому центру и просит у прохожих денег.
Мне нравится так зарабатывать себе на мелкие расходы. Много друзей здесь нашел. Родители дают мне немного денег на обед, но так неинтересно. Мне сам процесс нравится. К тому же нас тут целая команда, мы потом с ребятами делим деньги. Мне, например, не столько деньги нужны, а просто хочется помочь Свете. Ей семь лет, и она живет в детском доме. После школы она со старшим братом приходит просить денег. Она мечтает поехать в Москву и стать артисткой.
Через несколько минут около торгового центра появилась маленькая девочка в розовом пуховике. Это как раз и была та самая Света, которой так старается помочь Кирилл. Света неохотно подошла к нам. Правда, увидев Кирилла, быстро разговорилась.
Два года назад у нас с братом погибли родители в аварии, родственники согласились взять к себе только меня, а брата в детский дом сдать. Мой брат иногда хулиганил. Но я не захотела жить у тети без брата. И сейчас мы вместе живем в детском доме и после школы приходим подкалымить на мелкие расходы. У меня мечта — заработаю много денег и поеду учиться в Москву. Хочу стать известной певицей, как Максим.
Есть среди самарских малолетних попрошаек и те, кто приходит к торговым центрам не за звонкой монетой, а чтобы потешить свое тщеславие. Как раз таким любителем внимания оказался 13-летний Илья, который очень охотно рассказал нам о том, что его толкнуло на скользкую дорожку.
Мне нравится, когда взрослые на меня жалостливо смотрят и думают, что мне кушать нечего. Иногда мне даже по 100 рублей дают. Бывает, что в день я набираю 2 тыс. рублей и отдаю друзьям из детского дома. Мне родители дают много денег, а попрошайничаю, потому что интересно посмотреть на людей, да и постоянно в какие-то необычные истории попадаем. Главное, вовремя полицейских заметить, чтобы в участок не забрали.
Психологи уверены, что дети из обеспеченных семей занимаются попрошайничеством вовсе не из-за любви к материальным благам. Большинство из них примеряют на себя личину профессионального нищего из-за жажды острых ощущений. Это своего рода новый вид экстремального спорта, только не надо покупать дорогое снаряжение, да и вероятность получить серьезные травмы практически нулевая.
Попрошайничество нельзя назвать генетической зависимостью. Это своего рода детская игра, естественно, мы не берем тех детей, которые от безысходности выходят на паперти за милостыней. Часто дети из благополучных семей участвуют в таких играх. Это своего рода интерес, азарт. Как дети могут легко обыграть взрослых? Своего рода искусство — прикинуться бедным и несчастным и получить свое вознаграждение, а потом перед сверстниками похвастаться очередной победой. Со временем этот детский азарт проходит.
Каких-то особых мер по отлову попрошаек в Самаре не предпринимают. Юристы объясняют это тем, что на задержание таких детей нет особых оснований.
Говорить о каком-то преследовании этих детей по закону не имеет смысла. Дело в том, что они не достигли возраста, после которого возможно преследование по закону РФ. Насколько я понял, дети не хулиганят, беспокойства никому не причиняют и общественный порядок не нарушают. Рядом с ними нет взрослых, которые заставляют их заниматься попрошайничеством. Так что, я думаю, что полицейские на такие мелкие нарушения смотрят сквозь пальцы.
Что касается работников самарских школ, то они несогласны с тем, что попрошайничество носит массовый характер.
Мы не слышали о таком увлечении детей, очевидно, они стараются держать это в тайне или такой вид времяпрепровождения распространен у очень ограниченного круга учеников. Но мы постоянно проводим воспитательную работу с учениками, объясняем им, как себя нужно вести и какое поведение не соответствует общепринятым нормам.
Взрослые посетители торговых центров относятся к попрошайкам лояльно и очень часто высыпают в протянутые детские ручонки несколько монет мелочи, которые завалялись в кармане.
Видео
Видео: Дмитрий Мартышенко на YouTube
Вот такие они — дети-попрошайки
Да я много раз сталкивалась с такими ребятами. Они в основном просят какие-то небольшие суммы, 2 или 3 рубля, которые им не хватает на мороженое, я почти всегда им отдаю мелочь. Потому что в детстве мы делали точно так же, только просили не на мороженое, а 2 копейки для телефона-автомата, чтобы «позвонить маме на работу». Сами потом тратили эти деньги как раз или на мороженое, или на газированную воду.
Ко мне подходят дети в торговых центрах и просят денег на какие-то безделушки. Негативных чувств они у меня не вызывают, если есть мелкие деньги, то всегда даю им.
Совсем не безобидная «мода» — можно нарваться на довольно серьёзную историю. Чем быстрее этих заигравшихся малолеток остановят, тем проще будет дальше. Или опять ждать трагедии? До ближайшего лета?
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе