Жители Мордовии увлеклись разведением пчел. Ульи можно встретить не только в далеких селах, но и на шестисоточных дачных участках. Любители меда соревнуются в пчеловодческих экспериментах и хвастаются друг перед другом разными формами ульев и количеством пчел. Корреспондент SmartNews побывал в самом медовом селе Мордовии.
Жители мордовских городов и сел увлечены разведением пчел. Одни занимаются этим профессионально и собирают мед для продажи, другие отводят душу и разводят пчел для удовольствия. Ульи размещают даже на небольших дачных участках. Чтобы изучить особенности этого хобби, корреспондент SmartNews поехал в село Языково Лямбирского района Мордовии, славящееся самым большим количеством пчеловодов.
Пчелы — это не только килограммы вкусного меда ежегодно, но много всего другого полезного для здоровья — так перефразируют слова известных юмористов жители села Языково в Лямбирском районе Мордовии. Говорят серьезно и вполне авторитетно, на то есть основания: все сельчане как один занимаются пчеловодством.
Количество ульев на пасеках языковцев разное: местные рекордсмены держат по сто и более пчелосемей, а некоторым достаточно и трех-четырех. Жители Языково уверены: секрет их долголетия (а по селу достаточно бодро ходят и 80-летние старики и старушки) кроется в том, что именно мед для них — один из главных продуктов питания.
Автобусного сообщения с нашим селом нет, для того чтобы добраться до райцентра или до столицы, надо отшагать 5,5 км — именно столько от Языково до автотрассы Саранск — Нижний Новгород, где ходит рейсовый автобус. Мне почти 70 лет, и я не скажу, что пройти это расстояние для меня большая проблема, — час с лишним ходьбы, иногда даже молодежь за мной не поспевает.
Языковцы стали пасечниками не от хорошей жизни. В начале 1990-х годов старинное, с почти четырехвековой историей, и некогда многолюдное село стало умирать. Закрыты школа, магазин, медпункт, а местный колхоз хоть и не прекратил свое существование, но был уже не в состоянии обеспечить работой всех трудоспособных сельчан. Кто помоложе – подался в город, в селе остались почти одни старики. Работали на своих приусадебных участках, сажали картошку, выращивали огурцы и помидоры, отправляя основную часть урожая переехавшим в город детям. У тех из относительно молодых языковцев, кто все-таки не покинул малую родину, было всего два пути: или гнать самогон, или все-таки найти более достойное применение своим силам. Сейчас языковские старожилы спорят, кто первым из односельчан решил заниматься пчеловодством. Собственно, пчеловоды в селе были всегда, но держали 2–3 улья в огородах и не считали сбор меда своим основным занятием.
Помню, что у бабушки всегда было два улья, но держала она пчел не столько ради меда, воска или прополиса, сколько ради того, чтобы они опыляли яблони, вишни и другие плодовые и ягодные растения в саду.
— Для людей, живших на территории современной Мордовии, пчелы были постоянными спутниками, источником здоровья и дохода. Одним из главных промыслов древней мордвы было занятие бортничеством — сбором меда диких пчел. Собираемые мед и воск использовались для личных нужд, были предметом обмена на другие товары быта, зерно и оружие. Характерно, что в те времена молодой человек не имел права жениться, пока не научится делать борти, то есть это было признаком того, что он стал настоящим хозяином, способным прокормить свою будущую семью. Затем на смену бортничеству пришло пчеловодство, причем, как свидетельствуют дошедшие до нас предания, эрзяне и мокшане выбирали себе новое место жительства с учетом того, пригодно ли оно для занятий именно пчеловодством: учитывалось наличие полей с растениями-медоносами в округе, лесов и, конечно же, воды.
Село Языково находится в экологически чистой зоне – вокруг поля и леса, много речушек с прозрачной холодной водой.
Здесь есть все условия для пчел – луга и леса, вода рядом. По селу протекает река, она хоть и называется Сухая Атьма, но недостатка воды в ней нет. Неподалеку лежат поля, которые фермеры из соседних сел третий год засевают рапсом, так что белый рапсовый мед стал нашей своеобразной визитной карточкой.
Рапсовый мед — мой любимый. Нежный, как крем. Кристализуется быстро, но самих кристалов во рту не чувствуется, нежный-нежный.
— Рапсовый мед очень полезен для всех мышц человека, повышает выносливость. Особенно хорош он и для сердца, укрепляет его. Кроме того, рапсовый мед выводит из организма соединения тяжелых металлов и промышленные яды, поэтому он просто рекомендован жителям крупных городов. Вообще, каждый вид меда, в зависимости от цветов-медоносов, имеет свое предназначение. Липовый мед хорош на ночь, успокаивает и является своеобразным натуральным снотворным. Пустырниковый и боярышниковый показаны при сердечно-сосудистых заболеваниях, подсолнечниковый — при отложении солей.
Первое что бросается в глаза, когда заезжаешь в Языково – непривычно высокие заборы и живые изгороди летом, окружающие дома местных сельчан. И дело не в том, что языковцы таким образом отгораживаются от всего мира, не желая показывать посторонним свое хозяйство, отнюдь! Просто таково требование закона и делается для того, чтобы пчелы, вылетая за медом, не представляли угрозы проходящим по улице людям. Вообще, в отличие от других населенных пунктов Мордовии, жители Языкова не ссорятся друг с другом из-за укусов пчел. Пасеки есть почти у всех сельчан, так что рассудить, кого чья пчела ужалила, по сути дела невозможно. Вторая примета села – разбитые вокруг домов цветники, растения-медоносы иногда даже вытесняют с приусадебных участков традиционные картофель, морковь и другие огородные культуры.
Живем мы вдвоем с женой. Дочери со своими семьями появляются у нас в Языково только летом по выходным. Пчел более ста семей, приусадебное хозяйство. С женой уже давно разделили обязанности: я занимаюсь пасекой, она — садом и огородом. В огороде сажаем уже мало овощей, по минимуму, все внимание — пасеке, а потому цветник у нас по площади гораздо больше, чем грядки под огурцы, помидоры и картошку.
— Пчеловодство всегда считалось делом прибыльным. Еще во времена Киевской Руси, Московского царства население, занимавшееся бортничеством, а позднее пчеловодством, облагалось большими налогами в виде дани и оброка. Властители считали, что бортники и пасечники малым трудом добывают мед.
Миллионером от пчеловодства сейчас явно не станешь. Не буду считать, сколько денег и сил надо вкладывать в пасеку, поверьте – немало. Но сейчас настоящая проблема с реализацией меда! Бывает так, что покупатели интересуются – насколько натуральный мед, не добавлен ли в него сахар? Какое там! Мы до сих пор не можем продать мед, заготовленный в прошлом году – пять фляг пятидесятилитровых осталось. Так какой смысл подделками пасечникам заниматься, если мед вообще трудно продать?
Казалось бы, языковским пчеловодам давно пора снизить обороты, уменьшить свои пасеки, но – по признанию самих же сельчан – сделать это у них не получается. Пчеловодство стало уже в какой-то мере смыслом их жизни, занятием, приносящим все-таки какой-никакой, а доход, укрепляющим здоровье, разнообразящим сельскую жизнь.
О! Пчелы это не просто насекомые, о них можно книги писать. И наблюдать очень интересно, ведь каждая семья – свой мир, свой характер. Есть пчелы-пьяницы, есть лентяйки, есть воровки. По весне очень интересно смотреть танцы, когда сделав облет территории и найдя цветы-медоносы, пчела совершает круговые движения перед летком, говоря всем о своей находке. Пчелы – удивительные чистюли, наблюдать за их работой по очистке улья можно очень долго.
Видео
Видео: Николай Гусев на YouTube
Выставка-дегустация меда в Мордовии
5 комментариев к материалу.