Все больше молодых женщин и девушек Мордовии занимаются иконописью. Религиозное искусство возрождают, привнося в него новые художественные веяния. Корреспондент SmartNews побывал в самой известной иконописной мастерской республики.
В Мордовии возрождается мастерство иконописи. В основном занимаются этим искусством женщины. В республике появляются новые художественные школы, иконописные мастерские, художницы изучают старинное мастерство по книгам и обмениваются опытом с иконописцами из других городов. Корреспондент SmartNews побывал в самой известной иконописной мастерской и узнал, как пишут современные образы святых.
«Благо» — именно так называется мастерская в храме Казанской иконы Божией Матери, в которой удалось побывать корреспонденту SmartNews. При входе в помещение чувствовался запах лака и краски, в просторном зале за работой сидели две девушки, не просто художницы, а иконописцы, — студентки Мордовского университета Наталья Байкова и Светлана Кошкина. Иконы девушки пишут по частным заказам, учитывая индивидуальные пожелания, но и от канонов не отступают.
Справка SmartNews
Иконопись Руси берет начало с византийской школы, в которой иконы писали яичными красками. Сейчас искусствоведы называют иконами изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твердой поверхности. Преимущественно пишут на липовой доске с углублением-ковчегом, покрытой левкасом. Используется особая система изображения пространства — обратная перспектива, где нет определенного источника освещения, отсутствуют падающие тени (Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы), а светотеневая моделировка объемов упрощена или сведена на нет, но объем в иконе есть.
На липовую доску наносится рисунок карандашом, потом происходит золочение, и только после этого можно приступить к написанию иконы. Темперой пишется всё доличное — это одежда и другие атрибуты, далее личное — лицо, руки. Заканчивают работу нимбами и бликами.
В мастерской «Благо» придерживаются традиций, которых ранее не было ни в одном иконописном направлении: художники расписывают обратную сторону доски.
Иконы нам больше нравится писать канонические, хотя людям нравятся реалистические образы. Но это же образ, поэтому икону не нужно воспринимать как человека. Это окно в другой мир, там не так, как здесь, иная перспектива и нет определенного источника света. Главное, конечно, лик: он должен быть с бесстрастным взглядом, что очень сложно. Мы также маркируем иконы. Маркировка — это такое небольшое изображение с другой стороны иконы. У нас это птички, запутанные в узорах, так же как и человек, они запутаны в своих страстях. Птички вот-вот задохнутся, шаг влево, шаг вправо — и ты завяз, но выход есть — это обратная сторона иконы.
То, что мастерская находится в храме, придает нам особое настроение. Бывает, что при написании иконы приходишь в мастерскую в подавленном состоянии, но тут стены помогают. Потом помолишься — и сразу всё проходит.
Рукописные иконы, спрос на которые в последнее время сильно возрос, представляют собой очень большую историческую, религиозную и художественную ценность. Между тем иконы сегодня можно увидеть не только в храмах и домах верующих, но и в офисах фирм, в больницах и кабинетах чиновников, в школах и детских домах, в военных казармах и тюрьмах.
Спрос на иконы, конечно, растет. Иконы сейчас можно приобрести разные. Любой освященный образ — святыня. И бумажный, и воспроизведенный художником-иконописцем, и старинный фамильный образ, и приобретенный в антикварном магазине раритет — все это икона. Конечно, приятно иметь высокохудожественный образ, написанный грамотным специалистом, но это не так дешево. Кто приобретает икону ручной работы, говорит: «В чем-то себе откажу, зато икона будет настоящая».
Увеличивается и количество храмовых росписей. Особенно этому способствует процесс восстановления древних храмов и монастырей и возведение новых. Одновременно растет и качество иконописных работ.
Иконы люди заказывают в основном себе домой, иконостасы себе делают. Вот, например, стала популярна икона «Венчальная пара». На нее сейчас мода пошла, так как возвращается традиция венчаться. В конце таинства священник благословляет такой парной иконой молодых на супружескую жизнь. Жениху вручают икону Спасителя, невесте — икону Божией Матери. С этими иконами, уже мужем и женой, молодые выходят из храма, вступая на новый путь семейной жизни.
Венчальные иконы — это очень хороший подарок молодоженам к венчанию от родителей, друзей. Наиболее распространенные на Руси Богородицы — Казанская и Владимирская, но можно выбрать образ любой близкой заказчику Богородицы. Конечно, заказать писаную икону намного дороже, чем купить печатную репродукцию. Но, с другой стороны, репродукция не может стать семейной реликвией и передаваться по наследству внукам и правнукам. Так же как душа человека стоит на первом месте, а тело на втором, так и предметы, несущие духовную ценность, важнее, чем мебель и бытовая техника. Тратятся значительные суммы, берутся кредиты на предметы быта и интерьера, и с каким тщанием и ответственностью мы относимся к их выбору и приобретению! А иконы покупают печатные, да еще небольшого размера, и потом, когда они выцветают, их несут на сожжение в церковь — как церковный мусор.
Иконописцы говорят, что икона — выражение света неба — сейчас выходит из забвения. Главное «возрождение культуры» происходит в каждом из нас, внутри, а не вне. На протяжении веков иконы были настоящей помощью для русского народа. В трудные моменты истории иконы не давали людям упасть духом, так как являли собой воплощение всего истинно русского, напоминали о нашем единстве, о том, что наше дело правое, за нами большая сила. Не зря же говорят, атеизм — это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну. Икона как явление возрождается, чтобы снова показывать свою великую силу.
— Прихожан становится все больше, и неудивительно, что спрос на иконы растет. Людям нужна вера, вера в то, что им кто-то поможет в трудной ситуации. И поэтому люди все чаще обращаются к Богу. А икона — это прообраз грядущего храмового человечества. И так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Когда художник, пользуясь языком той или иной эпохи или местности, создает свой собственный иконописный почерк и свои собственные художественные приемы, часто оказывающиеся давно исторически существующими, главное — не отходить от канонов, иначе это уже не иконы, а просто художественные картины. Да и если во время написания икон иконописцы совершают плохие поступки, то никакой святой иконы не получится.
Видео
Видео: ZagorodLifeTV на YouTube
Иконопись
Тем, кто искренне, с верой молится перед иконами, просит полезного для спасения души, Господь подает свою помощь. Люди на иконы не молятся, они лишь смотрят на них и обращаются через них в своих молитвах к первообразу — к Богу, к святым. Икона — своеобразный проводник между людьми и Богом.
Молитвы с помощью икон помогают мне приблизиться к Богу. Я считаю, что от икон исходит Божья благодать и они чудотворны. Иконы помогают и дают внутренние силы.
1 комментарий к материалу.