Саранские любители старых машин переключились на советские малолитражки. Детали знаменитых запорожцев сваривают из ржавых запчастей и после изысканного тюнинга колесят по дорогам Мордовии на сияющих ретромобилях.
Саранск переживает очередную волну интереса к старым автомобилям. И если раньше этот интерес проявляли в основном те автомобилисты, для которых «москвичи» и «победы» были памятны по годам юности и детства, то теперь к числу почитателей продукции отечественного автопрома минувших лет подключилась и молодежь. Объект их интереса — малолитражка ЗАЗ-965, более известная в прежние годы как «горбатый запорожец».
Едва ли не в каждом гаражном кооперативе столицы Мордовии можно встретить молодых людей, вымазанных машинным маслом и старательно копошащихся возле остова старого автомобиля. В свободное время, а летом его более чем достаточно, они собираются вместе, для того чтобы общими силами поставить на колесо то, что уже отъездило свое по дорогам Мордовии задолго до их рождения.
— Здесь, возможно, имеет место мода и прикольность, как они, юные, говорят. Прикол, например, возможно, может состоять в том, что стоит такая машина копейки, гораздо дешевле современного велосипеда, но она настоящая: четыре колеса, крыша, и можно самим поковыряться и навороты сделать. В психологии это называется «практическая направленность»: модели, поделки, изготовление руками. А ребят у нас, водителей, слесарей — учащихся колледжей и вузов, хватает. Так что здесь, по-моему, больше творчество и креатив плюс мода. То есть сделать своими руками — это да.
Найти, купить видавшее виды авто, своими руками перебрать все его детали, заменить безнадежно прогнившие или отработавшие свой ресурс на новые — на это не жалеют ни своего времени, ни денег.
Не знаю, что в итоге получится, но уверен, что этот вот запорожец мы реанимируем, будет он ездить. Даже представляю себе, каким будет наш первый выезд. А пока что разобрали его полностью, чтобы понять, какие запчасти нужны. Удивительно: машине 50 лет, последние годы она стояла на пустыре под открытым небом, но не могу сказать, что к ней применимо название «гнилая развалюха». Современные машины гниют куда как быстрее.
Свой ЗАЗ-965 я нашел в деревне — поехали с другом навестить его бабушку, около одного из домов я и заприметил машину, всю заросшую бурьяном. По словам бабушки, лет двадцать машина тут стояла, после того как ее хозяин умер. Родственники его документы сохранили, договорился с ними о покупке, можно сказать, за символическую цену, дороже ее транспортировка в Саранск обошлась. Многое уже, конечно, проржавело, требует замены, но руки не опускаются, все ремонтируемо. Работаем бригадой, друзья помогают. У нас в гаражном кооперативе есть мастер, машины частным образом ремонтирует, много нам помогает, пусть только советами, но все они дельные, что называется, в тему. До конца года машину, конечно, не восстановим, но на следующий год уже точно ездить будем на «горбатом».
Ездить по городу в старом запорожце теперь стало модно и даже престижно. Хотя лет тридцать назад всё было с точностью до наоборот: появиться на таком авто на городских улицах было попросту стыдно.
Саранск хоть и столичный город, но отличается от других областных центров своей компактностью, автомобилисту хватит — при отсутствии пробок — всего пары десятков минут, для того чтобы пересечь его. По городу не проходят широкие магистрали, и движение по нему не скоростное. Так что необычный для современного взгляда автомобиль никак не останется незамеченным, пусть даже он совсем крохотный, такой как ЗАЗ-965.
Прохожие на улицах Саранска, увидев проезжающее мимо «горбатое чудо», удивленно протирают глаза, переговариваясь между собой: «Не думал, что они еще у нас сохранились».
Справка SmartNews.
ЗАЗ-965 — советский малолитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год.
ЗАЗ-965А — модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября 1962 по 1969 год. Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.
На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 тыс. дореформенных рублей (1,8 тыс. рублей после реформы). По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 тыс. бутылок водки (по 1,80 рубля). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране. ЗАЗ-965 получил прозвище «горбатый» за свою форму кузова.
У меня с горбатым запорожцем все детство прошло. Фактически в нашей семье машины не было, но был автомобиль у брата матери, а так как семьи наши очень дружили, то только на нем и ездили, все вместе. И что-то привезти-увезти, и на дачу, и на рыбалку. Пять человек помещалось, сейчас в это трудно поверить: четверо взрослых и я, мальчишка. Дорог таких, как сейчас, за пределами города не было, так что как застрянем — все просто выходили и на руках оттаскивали машину на чистое место.
С конца 90-х годов прошлого века эти старые автомобили, выпущенные отечественным автопромом, почти совсем пропали с улиц Саранска.
Лет двенадцать не видел горбатых запорожцев в Саранске, рад, что снова эти машинки появились на улицах. Я увлекаюсь фотографией многие годы, в своем архиве нашел фото последнего саранского ЗАЗ-965. Увы, сделал фото в 2000 году при печальных для этой машины обстоятельствах. Помню, специально интересовался потом у знакомого сотрудника Госавтоинспекции, он мне и сказал, что это был последний «горбатый» на ходу, хозяин его восстанавливать не стал.
Мы общаемся с коллегами, кто интересуется запорожцами, сейчас всего несколько машин на ходу, ну и до конца года, насколько я знаю, уже пара десятков «горбатых» сможет выехать на дороги.
Оказалось что главная трудность заключается не в том, чтобы отреставрировать старый автомобиль, а в том, чтобы легализовать его: не все прежние хозяева за давностью лет сохранили документы, даже не предполагая, что проржавевшая малолитражка сможет заинтересовать кого-то в будущем.
Делюсь своей радостью: только что купил ЗАЗ-965 1966 года выпуска. Самое удивительное — машина в хорошем состоянии. Конечно, есть следы коррозии, надо двигатель перебирать, но затрат — минимум. Предыдущий хозяин кучу запчастей в придачу отдал. Всего-то работы на два месяца максимум, как раз на время каникул. Так что по осени на занятия в институт буду ездить на эпатажной машине.
Эксперты отмечают, что сегодня купленный за копейки запорожец стоит на рынке вторичного автопарка не так уж мало.
— Такие машины покупают за копейки. Вкладывают в них не столько деньги, сколько силы, а продать это можно примерно тысяч за 100 рублей. Причем, учитывая моду, которая только растет, в ближайшем будущем эта цена будет увеличиваться.
Что касается работников ГИБДД, то они уверяют — ни одного ДТП с участием запорожцев не было.
Такими машинами очень дорожат владельцы. Едва ли не больше, чем спортивными болидами. Поэтому ездят на них очень осторожно. Ни одного ДТП пока не было с их участием.
Видео
Видео: zenkevichru2 на YouTube
Тест-драйв ЗАЗ-965
А я вот фотографии хочу показать.
Какой «горбатый» был куплен зимой и каким он стал сейчас (работы продолжаются)..
Фото от Ринат Мяльдзин
Хорошо, что это стимулирует молодежь делть хоть что-то своими руками, а то в последнее время обесценивается людской труд. И всегда приятнее пожинать собственные плоды.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе