В списке муниципальных организаций столицы Мордовии появится новое учреждение. С 1 октября возобновит работу медвытрезвитель. Два года понадобилось саранским властям, чтобы понять, что без подобного заведения городу не обойтись.
Реанимировать систему принудительного отрезвления загулявших граждан решил мэр Саранска Петр Тултаев. По его мнению, закрытие медвытрезвителя в 2011 году было большой ошибкой.
Есть опыт города Уфы, где медвытрезвители не были закрыты, как это произошло по всей стране, а переданы в муниципальное ведение.
Бывший министр культуры Мордовии Петр Тултаев возглавил администрацию столичного города год назад. Общаясь с жителями Саранска и получив в распоряжение оперативную информацию медицинских учреждений и правоохранительных органов, градоначальник отметил для себя своеобразные болевые точки в социальной сфере, ликвидация которых требует особого внимания власти.
Ежедневно в дежурную часть доставляют несколько десятков человек в состоянии алкогольного опьянения. Это те люди, кто ведет себя неадекватно, агрессивно и представляет опасность для окружающих. Устанавливаем личность, оформляем протокол за появление в общественном месте в нетрезвом виде, некоторое время держим здесь и потом отпускаем — никаких причин для задержания его у нас нет. Что потом будет этот человек делать — одному Богу известно. На моей памяти были случаи, когда пьяные опять попадали к нам, уже совершив преступление.
В администрации городского округа Саранск признают, что решение об открытии медицинского вытрезвителя — это реакция муниципальных властей на обращения горожан, которые стали чувствовать себя в столице Мордовии не очень уютно.
Очень много пьяных на улицах в вечернее время. Причем, очень агрессивно настроенных, ведут себя нагло, сквернословят, мат-перемат. Слово сказать невозможно, сразу лезут в драку. Сосед сделал замечание пьяному мужчине, который разбил пустую бутылку об асфальт, так тот вместо того, чтобы извиниться, со всей силы ударил его кулаком в лицо. После этого случая просто боимся сами что-то делать. Вызывать полицию? Живем на Низах, так наряд может приехать тогда, когда пьяного дебошира и след простыл. Так что при виде пьяного лучше отходить в сторону.
В отдел полиции мы доставляем тех, кто может представлять опасность для окружающих, а вот относительно тихие пьяные, особенно на ногах не стоящие, — это все-таки клиенты медиков. Наш наряд, обнаружив такого, может только неотложку вызвать.
В переполненные и без того больницы города машины скорой ежедневно доставляют несколько человек в состоянии сильнейшей алкогольной интоксикации, подобранных на улицах Саранска. В лечебных учреждениях столицы Мордовии нет отдельных палат для пьяных.
За сутки подобных вызовов по пьяным на улицах Саранска бывает не менее двадцати.
Нередко доставленные в стационар пьяные, немного придя в себя, начинают буянить, справиться с ними медработники-женщины, а именно они составляют большинство медперсонала саранских больниц, не могут. Поэтому главврачи лечебных учреждений стараются принимать на работу имеющих среднее медицинское образование крепких молодых ребят, ставя медбратьев на дежурство в вечернее и ночное время с одной целью — помочь обуздать буйных пациентов.
Найденному на улице пьяному врачи оказывают срочную медицинскую помощь, забирают в больницу. А там он, немного придя в себя, начинает буянить — нецензурно выражается, лезет с кулаками в драку. У меня на памяти случаи, когда пятеро сотрудников вытрезвителя еле-еле справлялись с одним разбушевавшимся. И если сотрудники правоохранительных органов могут применить в таком случае физическую силу или спецсредства, то что делать медработникам, у них нет возможности противодействовать особо буйным в рамках закона.
Таким образом, необходимость восстановления в Саранске специального учреждения для нетрезвых граждан признают и рядовые обыватели, и медики, и полицейские. Скоординировать работу разных ведомств и решили в городской администрации.
Работать в медвытрезвителе будут специалисты, которые смогут оказать необходимую медицинскую помощь и утихомирить разбуянившихся «клиентов». Планируется, что и медики, и полиция будут работать в этом учреждении на договорных началах. Общий штат сотрудников составит порядка 20-25 человек.
Мэр Саранска Петр Тултаев заявляет, что новый саранский вытрезвитель будет принципиально иным учреждением, нежели то, что существовало прежде, а именно — более гуманным. Градоначальник не прочь также поговорить и о комфортных условиях пребывания там.
Принцип работы медвытрезвителя будет отличаться от того, как это было ранее. Здесь будут комнаты разного класса, пребывание в них будет платным. Плата за них будет зависеть от уровня комфорта и от того, какие услуги будут оказаны человеку, доставленному в учреждение. Низший порог пока определен в 200 рублей, высший может достичь и 5 тысяч. За эти деньги, придя в нормальное состояние, человек сможет привести и себя в порядок, например принять душ, постирать испачканную одежду, погладить ее.
Саранский мэр особо подчеркивает, что пребывание в медвытрезвителе ни в коей мере не является карательной мерой, а средством оказания помощи человеку, переусердствовавшему в возлияниях. И тем новое учреждение будет в корне отличаться от аналогов прошлого. Все-таки в советские времена ночь, проведенная в вытрезвителе, ложилась пятном на репутацию, могла означать если не крах карьеры, то лишение премий, надбавок и понижение в должности.
С вытрезвителем у меня связана очень неприятная история. Я заканчивал вуз еще в советские времена. Посреди лекции вызывают меня к декану, он протягивает бумагу: «Читай». Это было официальное письмо ректору Мордовского госуниверситета, в котором сообщалось, что такой-то (моя фамилия) был доставлен в медвытрезвитель, при этом оказывал сопротивление сотрудникам милиции, нецензурно выражался и т. п. В углу этого письма резолюция ректора: «Декану биологического факультета: отчислить». Ужас ситуации заключался в том, что я вообще непьющий человек, как сейчас, так и в студенческие годы, и ни в каком вытрезвителе, естественно, не был. Учился я на отлично, был на факультете на хорошем счету, декан предложил придержать распоряжение ректора на несколько дней, чтобы я смог разобраться. Мне пришлось основательно побегать, побывал и в вытрезвителе у начальника, и в РОВД, встретился с тем сержантом, который якобы меня задерживал. Даже до неофициальной экспертизы дело дошло — сличали мой почерк с тем, которым была написана объяснительная того человека, кто, попав в вытрезвитель, выдал себя за меня. Самое печальное было в том, что обычно клиентов вытрезвителя фотографировали, но именно в тот день фотоаппарат у них сломался. Мне самому было бы интересно, кто же это назвался моим именем. В итоге письмо начальник вытрезвителя отозвал, меня не отчислили. Но до сих пор остался осадок: с какой легкостью студента-отличника могли в те времена исключить из университета за ночь в вытрезвителе.
Старый саранский медвытрезвитель располагался в центре города, в районе железнодорожного вокзала. В народе у него было свое название — Тополя, из-за того что располагался он в тени высоких деревьев, видных издалека. И если в разговоре слышалась фраза «побывал в Тополях», то дальнейших пояснений не требовалось.
Сейчас это здание по адресу проспект Ленина, дом 42б, в котором за год бывало до 16 тыс. человек, пребывает в неприглядном состоянии. Формально оно находится в ведении МВД, но полицейские начальники так и не смогли определиться с его дальнейшей судьбой. Бывшие клиенты отомстили строению, в котором их некогда приводили в чувства, повыбивав все стекла в окнах.
Городские власти пока не рассматривают возможность расположить новый вытрезвитель в старом месте, только одно не вызывает сомнений: находиться он будет в центре Саранска. Открытие нового муниципального учреждения – медвытрезвителя — запланировано на 1 октября этого года.
Особенно остро проблема с пьяными стоит осенью и зимой, когда эти люди остаются на улице, что может представлять опасность их жизни из-за холодной погоды.
Видео
Видео: vyzov112 на YouTube
Вытрезвители снова откроют?