В Саранске пешеходы перестали перебегать улицу на красный свет и в неположенных местах, а водители всегда пропускают переходящих дорогу. Такая дисциплинированность стала частью местной культуры. О воспитанных саранских пешеходах и автомобилистах уже говорят в других регионах России.
В столице Мордовии сформировалась своеобразная культура поведения на проезжей части. Водителей, не уважающих безколесных участников дорожного движения, становится все меньше, а сами неавтомобилизированные горожане в большинстве своем соблюдают правила, переходя улицу по пешеходным переходам и строго на разрешающий сигнал светофора.
Если бы мне лет десять назад сказали, что в Саранске будут пропускать пешеходов на зебре, я бы рассмеялась. Мне, привыкшей раньше ставить в пример водителей, скажем, Минска, сегодня уже не очень уютно за пределами Саранска: да, наши водители научились уважать пешеходов. Не всегда, конечно, но в основном культура поведения на дороге у нас гораздо выше, чем в соседних регионах. Да и пешеходы готовы ответить тем же. Аккуратная разметка, знаки, декоративные светящиеся элементы, как на перекрестке улиц Большевистской и Коммунистической, да и просто вежливое отношение водителей создают привычку вести себя правильно и переходить дорогу в положенном месте.
Я в Саранске уже вторую неделю, приехала из Татарстана навестить дочь и внуков понянчить. Несколько раз попадала в неловкое положение — подхожу к пешеходному переходу, жду, когда проедет транспорт, а он останавливается. Не сразу понимала, что меня пропускают, хотя я даже на проезжую часть не выходила. Думала сначала, что это просто уважение к моему возрасту, а потом обратила внимание — дело не в возрасте, а в нормальном отношении к пешеходам, ко всем. У нас этого нет, у нас автомобили — главные на дороге. Пробуду в Саранске до осени и, боюсь, привыкну к такому уважению к пешеходам, как бы под машину не попасть, когда домой вернусь.
Наиболее безопасной для пешеходов считается центральная часть города. Фактически здесь только одна широкая магистраль, каждый перекресток которой регулируется светофором. Вместе с тем здесь много узких улиц без светофоров, но с оборудованными пешеходными переходами. Время от времени можно увидеть машины ДПС — сотрудники Госавтоинспекции проверяют, как складываются отношения между участниками дорожного движения.
Изначально мы давали установку нашим инспекторам жестко пресекать все случаи неуважительного отношения водителей к пешеходам, когда автомобилисты не пропускают граждан, переходящих дорогу по зебре. Это принесло свой результат — подобные случаи очень редки, если говорить про центральную часть Саранска. Хуже ситуация в районах города, где протяженность кварталов достаточно велика, водители неосмотрительно успевают разогнаться, так что иной раз подъезжают к пешеходным переходам с явно завышенной скоростью. И тут пешеходы становятся своеобразными заложниками соблюдения ПДД: выходят по зебре на проезжую часть в полной уверенности в собственной безопасности и становятся жертвами ДТП. Мы ведем профилактическую работу с водителями, регулярно проводим оперативные мероприятия «Внимание: пешеход!», выявляем нарушителей. Кроме того, работаем с городскими властями в плане обновления дорожной разметки, обустройства пешеходных переходов.
Однако дисциплинированность пешеходов и водителей зависит не только от воспитания. В этом помогают и дорожные службы, которые занимаются разметкой и установкой различных информационных плакатов.
В Саранске по линии нашей службы проводится активная работа по снижению аварийности с участием пешеходов. Например, в плане своевременной замены дорожных знаков и светофорных объектов. На пешеходных переходах в этом году наносится плохо стираемая и более яркая желто-белая разметка, устанавливаются искусственные неровности. В целях профилактики на более чем сотне павильонов на остановках общественного транспорта размещены информационные плакаты с призывом к пешеходам соблюдать правила дорожного движения.
В Госавтоинспекции признают, что раньше не только водители были виновны в ДТП, в которых страдали пешеходы. Нередко и сами пешие горожане становились причинами аварий, в основном при переходе проезжей части в неположенном месте.
Видео
Видео: nestor13rus на YouTube
ДТП в Саранске. Наезд на пешехода
Я все-таки не буду утверждать, что саранские пешеходы все такие белые и пушистые, все как один законопослушны, переходят дорогу только по зебре или на зеленый свет. Многие по-прежнему создают аварийные ситуации, перебегая дорогу там, где этого делать нельзя, или на красный сигнал светофора. И еще страшнее, когда они это делают вместе с детьми. Наказать пешеходов-нарушителей сложнее, чем водителей. В последнем случае нет проблем с установлением личности — водитель обязан иметь при себе права. А вот пешеходы совсем не обязаны выходить из дома, непременно имея в кармане паспорт или иное удостоверение личности. Так что ограничиваемся в таком случае замечанием, проводим беседу.
Все больше людей считают, что переходить дорогу в неположенном месте или на красный свет стыдно и недопустимо.
Совсем не страх наказания заставляет пешеходов быть внимательнее на дорогах, соблюдать правила. Да и штрафы для пешеходов, мне кажется, очень редки у нас в Саранске. Сотрудник ГИБДД как-то остановил мою подругу, переходившую дорогу на красный: штрафовать не стал, а просто провел профилактическую беседу. Забавно, конечно, но с тех пор она не нарушает — говорит, стыдно как-то.
Сейчас в Саранске человек, переходящий дорогу в неположенном месте или на красный свет, уже привлекает к себе внимание — настолько подобное поведение выпадает из общепринятых правил.
Бывает и так, что если кто-то и перебегает улицу на красный свет, то на противоположной стороне ему обязательно сделают замечание стоящие там люди. Сам несколько раз так поступал. Не ругаешь, конечно, а просто скажешь: «Ох, не бережете вы себя, не бережете…» И видно, что человеку если не стыдно, то по крайней мере неудобно. Может, в следующий раз он так и не поступит.
Специалисты отмечают, что нередко складываются ситуации, что уважение и давление общепринятой морали действует на людей сильнее уголовного и административного кодексов.
— Социальные нормы сильнее и значимее правовых. И именно общество формирует правила, которые должны соблюдаться. И конечно, ожидаемое и одобряемое поведение сильнее угрозы наказания. Милиционеры-то не на каждом саранском перекрестке стоят.
4 комментария к материалу.