Фото: geocaching.su
По Саратовом разрушается знаменитая усадьба брата императора Петра I. Сохранить остатки былого великолепия садов и построек еще можно. Однако владелец земли и самого поместья законодательно до сих пор неизвестен. Также неясно: из каких средств возможно восстановление памятника Петровских времен.
Саратовская усадьба петровской эпохи — Пады — приходит в запустение. Из 43 строений, насчитывавшихся на территории поместья к концу XIX века до настоящего времени, уцелело лишь 10. Утрачена безвозвратно оранжерея — переход между двумя постройками — покоями живших здесь некогда аристократов, многие здания обветшали и пришли в запустение. Между тем пекарня, детская и сами покои известной по всей России четы уцелели. Восстановлением уникального памятника истории — старинной усадьбы Нарышкиных — озаботились саратовские общественники.
Справка SmartNews
Последний владелец Падовского имения — Василий Нарышкин — имел 85 тыс. десятин в богатом чернозёмном уезде Саратовской губернии. При нём в усадьбе велось образцовое сельское хозяйство. Здесь занимались разведением овец и лошадей. Когда-то в Нарышкинском имении были: кирпичный завод, три мельницы, большая каменная оранжерея, фруктовый сад, винокуренный завод, множество овчарен, имелся паровой маслобойный завод, перерабатывающий более 1000 пудов подсолнечника в сутки. Падовская мука сбывалась в Москву, Санкт-Петербург, Ростов, Новгород, Черкасск. На средства Нарышкиных был выстроен Народный дом. В нём помещалась библиотека и театр, на сцене которого ставились самодеятельные спектакли.
На сегодняшний день состояние усадьбы неудовлетворительное. Граждане села Пады чтят память Нарышкина. Пады — очень живописное место. Надеемся, что усадьба дождется определенных финансовых вложений.
Пады — название одного из сел Балашовского района Саратовской области. Именно здесь двоюродный брат императора Петра I Александр Нарышкин основал усадьбу. Угодьями по берегам реки Хопер представители знатного русского рода владели ни одно столетие. За долгую историю усадьбы вблизи старинных построек в русском стиле образовались два парка: верхний и нижний. Вековые дубы, липы, клены стали поистине украшением поместья. А трехрядная парадная аллея из более, чем двух сотен сибирских елей — жемчужиной владений аристократической династии.
Серьезные коррективы в размеренную жизнь усадьбы внесла власть советов. После революции многие постройки были приспособлены под хозяйственные нужды. В 20-е годы во владениях Нарышкиных разместился пансионат для голодающих Поволжья, во время Великой Отечественной войны — госпиталь, а после — санаторий.
Однако, как выяснилось, уже в новом веке усадьба как памятник культурного наследия не имеет соответствующих документов. Нет должного паспорта, не определены границы территории. Да и вообще неясно, кому принадлежит земля.
Необходимо привести все в юридический порядок. Объекты зарегистрированы как федеральная собственность, а земля находится в собственности санатория. Объекты и земля должны быть в единой форме собственности.
Вместе с тем для саратовской общественности и, в частности, председателя комиссии по культуре Ивана Кузьмина, остается неясным: как в 90-е годы часть земли усадьбы была выведена сначала в муниципальную собственность, а затем — в частную. Вероятнее всего, поэтому, спустя два десятилетия, уже в новом веке содержать поместье в надлежащем виде и сохранять его постройки как культурное наследие крайне сложно.
Усадьба, как объект культурного наследия федерального значения не имеет ни паспорта, ни разработанной границы территории. Кадастровым инженерам необходимо разработать карту-план, проект зоны охраны.
По мнению представителей территориального управления госимущества, 10 объектов усадьбы с 2008 года значатся в федеральной собственности, а, следовательно, именно они должны сохранять постройки в надлежащем состоянии. Однако на эти цели необходимо более полусотни миллионов рублей.
Часть полномочий РФ по госохране объектов культурного наследия федерального значения с 1 января 2008 переданы в субъекты федерации. Региональные гос.органы охраны памятников осуществляют эти полномочия. В региональном бюджете заложено 470 тыс в год на госохрану памятников — конечно, это очень мало.
Видео
Иными словами, до настоящего времени так и не ясно: какое ведомство имеет право сохранить наследие былых эпох, также как непонятно другое: есть ли возможности это наследие вообще сохранить. А между тем, утратившие былое — будущего не создадут. Удастся ли сохранить уцелевшие до наших дней постройки усадьбы Нарышкиных — вопрос открытый.