Фото: transphoto.ru
По улицам Саратова ездит трамвай конца 30-х годов прошлого века. На городские рельсы он выходит нечасто, да и точного маршрута у него нет. Но редкий экскурсионный вагон с деревянным салоном удивляет и пассажиров на остановках, и водителей современных троллейбусов и маршруток. За рулем — опытная вагоновожатая, в салоне — двенадцатилетний гид, знающий о саратовских трамваях практически все.
Саратовский деревянный трамвай был построен более 70 лет назад. Именно с этого начинает свой рассказ двенадцатилетний гид Артем, не по годам хорошо знающий историю родного края. Подросток с интересом рассказывает об основных, для многих неизвестных вехах в истории Саратова и жизни городского трамвая. Он едва ли не единственный в области экскурсовод, занимающейся столь необычной темой.
Мне всегда нравились трамваи. Это самый экологичный и безопасный транспорт. Во время экскурсии все посетители испытывают удивление. Многие впервые слышат об этом трамвае.
Фото: Артем Топунов/Vk.com
Уникальный для Саратова трамвай был построен почти 80 лет назад на Мытищенском вагонном заводе. Как говорит сам экскурсовод, к столетию саратовского трамвая, которое отмечалось в 2007 году, редкий для современных городских улиц экземпляр был отреставрирован. Теперь он, свежий и обновленный, как и раньше все больше стоит в депо и лишь изредка выезжает в город, на экскурсию. По мнению работников депо, этот вагон — настоящий раритет, а потому и доверяют управлением им не каждому, ответственность слишком высока.
34 года я за ручкой трамвая. Я пришла в депо, мне не было еще 18 лет. Работала на различных маршрутах — № 3 и № 9. Всю жизнь работаю с людьми, с пассажирами. В депо и цеху я чувствую себя как дома.
Водитель с тридцатилетним стажем признается, что стоять за ручкой такого трамвая — действительно нелегко. Это не современные «железные кони», где все по последнему слову техники, все оборудовано. Раньше было совсем иначе. Водитель действительно стоял у руля, в кабине старого трамвая места для сидения вагоновожатого не предусмотрено. Да и салон деревянный, и куда меньше нынешнего — современного, и колес меньше, так что в современном городе такому транспорту придется нелегко. Но этот трамвай, говорят в депо, своего рода памятник нашего города.
Фото: transphoto.ru
Единственный экскурсионный трамвай доверяем только ей, слишком высока ответственность, она старожил депо.
Деревянных трамвайчиков в городе осталось, скорее всего, два. И оба почти музейные экспонаты, один из них расположился в Музее боевой славы под открытым небом на Соколовой горе, а другой изредка выезжает из депо на экскурсию, чем удивляет современных горожан.
Видео
Знаете, а я не первый раз встречаю такую штуку. В каждом большом городе есть такой трамвайчик старенький, который и проводит такие экскурсии. Я с удовольствием по вечерней Москве на таком катался, а друзья рассказывали про такие во многих городах-миллионниках. Неплохая идея сама по себе, можно еще и на этом заработать)
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе