В Саратовской области предлагают ввести поголовное психологическое тестирование кандидатов на должность школьного учителя. В регионе полагают, что только с помощью строгого отбора можно обезопасить детей от не всегда адекватного поведения учителей. Родители полностью поддерживают эту инициативу. Однако сами педагоги с ней не согласны и проходить тесты, аналогичные тем, что проходят будущие следователи и работники атомных электростанций, не хотят.
В Саратовской области могут ввести обязательное психологическое тестирование школьных учителей при приеме на работу. С такой инициативой выступил председатель региональной Общественной палаты Александр Ландо. Он полагает, что такая мера поможет исключить случаи неадекватного поведения педагогов по отношению к ученикам.
К выводу, что необходимо ввести психологическое тестирование претендентов на должность школьного учителя, мы пришли на основании опыта общения с родителями учеников. К нам поступает множество записей разговоров педагогов со школьниками, когда учитель вдруг немотивированно переходит на крик, на оскорбления. Причем случаи некорректного поведения учителей фиксируются не только в нашем регионе, их много по всей стране. Одну из таких записей мы просматривали вместе с преподавателями педагогического института, и они сказали, что «главная героиня» еще студенткой часто вела себя неадекватно, за ней наблюдались схожие случаи. Мы просматривали записи вместе с министром образования Саратовской области, и она согласилась, что ввести психологическое тестирование при приеме в школу имеет смысл. Наша инициатива получила поддержку.
Александр Ландо полагает, что нельзя списывать возникающие в школах конфликты на провокации учеников. Ребенок, конечно, может позволить себе лишнее — но на то он и ребенок, чтобы его воспитывали. Большинство родителей школьников полностью поддерживают эту точку зрения.
Я полностью поддерживаю инициативу о введении психологического тестирования при приеме на работу учителей. Проблема неадекватного поведения учителей давно назрела, и ее нужно решать, причем срочно. Я общаюсь с другими мамами и знаю, что случаев, когда учитель хамит детям, кричит на них, — десятки и сотни во всех школах города. Нельзя списывать происхдящее на то, что сейчас сами дети стали вести себя безобразно. Педагог на то и педагог, чтобы он мог договориться с любым ребенком.
Представители педагогического сообщества категорически не согласны с тем, что проблема неадекватного поведения учителей приобрела в регионе глобальные масштабы. Они сомневаются, что вводить поголовное психологическое тестирование учителей целесообразно.
Не стоит так сразу отвергать эту инициативу, но прежде нужно очень хорошо подумать и всё взвесить. Обсудить с директорами школ, с учителями, узнать их мнение. По опыту работы в школе, общения с учителями я полагаю, что глобально такой проблемы нет. Неадекватных учителей ничтожно мало, это сотые доли процента от общего контингента педагогических работников.
Мы общаемся со множеством учителей, и я могу утверждать, что подавляющее большинство из них — грамотные, профессиональные люди. К тому же и в процессе обучения в педагогическом институте, и в рамках повышения квалификации учителей учат корректному взаимодействию с детьми.
С этим мнением солидарны и директора саратовских школ. Они полагают, что психологическое тестирование учителей не должно быть всеобщим. Необходимо смотреть на общие показатели работы образовательного учреждения, и только если они вызывают вопросы, вводить тесты при отборе педагогов.
Полагаю, что прежде всего необходимо смотреть на результаты работы школы. Если есть текучка среди учителей, незакрытые вакансии, если нет набора, школа не востребована среди родителей, то это о многом говорит. В таких школах обязательно нужно вводить психологическое тестирование педагогов. Но если школа работает стабильно, в ней нет свободных мест, то нет и проблемы с педагогическим коллективом. В нашей гимназии стабильный коллектив, почти все педагоги работают более 10 лет, средний стаж — 18–21 год. У нас нет потребности в тестах для учителей. К тому же у нас сформирована грамотная психологическая служба, которая в случае чего придет на помощь педагогам.
Что касается самих школьных преподавателей, то они считают, что лучший учитель — коллектив, а педагогический коллектив — вдвойне эффективное средство борьбы с неадекватными коллегами.
Если человек выбрал специальность преподавателя, то это уже о многом говорит. Работа учителя сродни подвижничеству. Посторонних среди нас немного, единицы. И вся школа знает, кто это. Неадекватный учитель не приживется в нормальном педагогическом коллективе. Рано или поздно его заставят уйти его же коллеги. Если, конечно, найдется желающий занять его место. Ведь учителей у нас по-прежнему не хватает.
По словам председателя региональной Общественной палаты Александра Ландо, престиж профессии учителя в последнее время достаточно высок, чтобы можно было ужесточить требования к претендентам на эту роль. Однако педагоги опасаются, что дополнительные меры отбора могут отпугнуть желающих, что недопустимо в условиях дефицита педагогических кадров.
Педагогов не хватает, у нас нет достаточного конкурса на вакансии. В дефиците по-прежнему учителя английского, информатики, математики. И если ввести дополнительные фильтры, то мы отпугнем и тех немногих желающих стать учителями, что есть сейчас.
Впрочем, педагогов больше волнует проблема, связанная не с тем, когда проводить тестирование, а с тем, кто и как будет этим заниматься. Они опасаются, что полезная инициатива в процессе реализации превратится в нечто прямо противоположное — хотели как лучше, а получится как всегда.
Сами понимаете, любое тестирование должно быть организовано на профессиональном уровне, иначе можно получить такие результаты, что волосы дыбом встанут. Да, например, при приеме на работу на атомные электростанции проходят тесты. Тестируют будущих следователей, работников прокуратуры. Однако для этого должна быть сформирована грамотная психологическая служба, которая сама должна пройти необходимую аттестацию.
Видео
«Ю» — это «ты». Агрессивный учитель младших классов
Видео: Юрий Гуднин/youtube.com
А что, отличная идея, я считаю. В западных странах такая практика считается вполне нормальной, почему и у нас не ввести что-то подобное?Тем более, что как ни крути, а проблемы с квалификацией школьных учителей у нас в стране имеются.
Психологическое тестирование, если где-то и надо проводить, то при приёме абитуриентов в педагогические ВУЗы. Что касается тех редких случаев, когда преподаватель начинает срываться, то каждый случай нужно разбирать отдельно. И психологические тесты тут — не панацея. А чтобы уменьшить число таких случаев, нужно подумать о снижении нагрузки на преподавателя (в условиях дефицита учителей она достаточно большая). Ну и не забывать о зарплате и обустройстве быта учителей.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе