Что известно о жизни судей? С экранов телевизоров мы то и дело видим, как они выносят решения на громких судебных процессах. Наслаиваются образы из литературы, например, гоголевского Ляпкина-Тяпкина. И на этом, пожалуй, все. Попробуем разобраться, что происходит за дверями совещательной комнаты. Корреспондент SmartNews провел один день с работницей районного суда в Саратове.
Напряженное утро — это мягко сказано. На 9:00 назначен серьезный допрос по делу о трех заказных убийствах. Судья — Жанна Гришина уже с 7:00 на рабочем месте. Нужно подготовить некоторые бумаги и посмотреть, не изменился ли Уголовный кодекс за день. Бывает, что вечером за 213-ю статью («Хулиганство») Уголовного кодекса РФ наказывали исправительными работами на срок до года, а через день — уже до двух лет. А как часто происходят такие изменения, говорить не нужно. И судьям приходится пересматривать текущие дела, переделывать, переписывать.
Принять решение по судьбе человека — это, сами понимаете, очень ответственно. Принять решение надо правильно, вовремя. Для этого нужно прочитать очень много законодательства. И каждый раз по конкретному делу все равно перечитываем, причем, как в первый раз.
Посторонний и непричастный к делу человек на судебном заседании чувствует себя крайне неуютно. Напоминает урок в школе. Есть некий Вовочка-двоечник, которого вызвали к доске, и он пытается доказать строгой учительнице-судье свою правду. Жанна Гришина задает вопросы: то и дело фигурирует фраза «В ходе предварительного следствия вы давали несколько иные показания». Вовочка запутался. Лично я свой вердикт уже вынес, а вот судье предстоит еще большая кропотливая работа по допросу других свидетелей. Их не то что десятки — сотни. Все слова четко протоколируются. А в итоге — 50–100 толстых томов и всего одно решение: виновен или нет. Жанна Гришина в этой кипе бумаг находит свою, судейскую, романтику.
Когда простое дело — вроде быстро рассмотришь, а когда оно сложное — даже интереснее еще, разобраться, как, что, почему такое законодательство должно применяться, а не другое. Наоборот, интересно. А выделить любимые дела не могу. Как же так, сказать, что люблю 256-ю статью, а не люблю 124-ю, — нет, так не могу. Все хорошие.
Большую часть рабочего дня Жанна Гришина проводит в своем кабинете. Там она и решает, где ставить запятую в «казнить нельзя помиловать». Оттуда две двери — одна в зал судебного заседания, а другая — к секретарям и помощникам. В их должностные обязанности входит скрасить жизнь судьи, помогать с бумагами и фиксировать в протоколы слова свидетелей, адвокатов и обвиняемых на судебных процессах. В основном это молодые девушки, недавние выпускницы вузов. «А какие у вас планы на будущее?» — «На будущее? Стать судьей. Я думаю, тут все к этому стремятся». — «И у многих получается?» — «Смотря как работать, к какому судье примкнуть. Много своих тонкостей. В любом случае, сначала ты секретарь судебного заседания, потом мировой судья, а уже потом — федеральный». Жанна Гришина хорошо понимает этих девушек. Она еще в 1990-х годах устроилась на должность истопника, с утра приходилось топить печки, с возложением обязанностей секретаря судебного заседания. Потом встретила молодого судью Александра Глухова. Они подружились и решили работать вместе. На страх и риск всего Кировского районного суда.
Председатель Кировского районного суда тогда в шутку говорил: «Вас с Гришиной посади — вы весь суд развалите». Но суд мы не развалили. Проработали вместе 3 года. И я с уверенностью могу сказать, что вот о своих заслугах в Кировском суде — половина Жанны Олеговны, благодаря работе с ней.
И Александр Глухов, и Жанна Гришина — улыбчивые люди, с ними приятно разговаривать, достаточно открытые. При этом в них есть какая-то нерушимая серьезность и сдержанность. Любая профессия так или иначе меняет человека. Зарубежные фильмы убедили меня, что юристы — чопорные, молчаливые и скучные. После разговора с Жанной Гришиной могу с полной уверенностью сказать — это не так. После рабочего дня в 21:00 мы пошли в местный торговый центр недалеко от суда. Жанне нужно придумать развлекательную программу на выходные для дочки или хотя бы купить маленький подарочек. Смотрим игрушки. Держа в руках ярко-красную лошадку и нежно-белую, судья четко рассказывает о долге каждого человека. По ее мнению, конечно же.
Порядочность должна быть в человеке. Какую бы он должность ни занимал — всегда должен быть порядочным. А мы — так вообще. Над нами око все время. Если мы еще будем нарушать законы, если мы будем недостойно себя вести — какое право тогда я имею объяснять кому-то что-то? Нет, это исключено.
Сюрприз для дочки — маленькую игрушечную фею — Жанна Гришина выбрала предельно быстро. Такое ощущение, что она уже знала на зубок ассортимент этого магазина.
— А вы были в этом магазине недавно?
— Нет, я здесь первый раз.
— Просто так быстро выбрали подарок…
— Мне кажется, что в обычной, нерабочей жизни тоже есть свое законодательство. И если им правильно воспользоваться, то выбор будет быстрым и верным.
Купив подарки, Жанна Гришина извинилась и сказала, что ей пора бежать домой. Завтра с утра очередной допрос свидетелей по делу о заказных убийствах. Рассмотрение и вынесение решения займет где-то полгода. Параллельно еще с десяток других дел. Со стороны это кажется бесконечной пучиной из людей и бумаг. Вспоминаю слова Сартра «Ад — это Другие». Но Жанна Гришина уверяет, что главная цель судьи — сделать мир лучше. Как мама, объяснить, что такое хорошо, что такое плохо. Только юридическим языком. А так — все люди первоначально хорошие.
Видео
Сюжет о конкурсе на лучшего судью в Московской области
В любом случае работа судей довольно-таки не легка. А порой и опасна. Мне было бы трудно работать на такой должности. Ведь говорить «виновен» или «не виновен» не так уж и просто. Тут характер должен быть и закалка.
Помню, в детстве тоже хотела стать судьей. Мне казалось, что это увлекательная работа. А выросла и поняла, такая нагрузка не по мне. Молодец, Жанна!
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе