Саратовское общество трезвости выпустило методическое пособие для учителей. В книге содержатся рекомендации по проведению уроков трезвости. Подобные занятия начали проводиться в саратовских школах в прошлом году, и издание обобщает накопленный опыт. Как относятся к урокам трезвости сами школьники, их родители и учителя, выяснял корреспондент SmartNews.
Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья выпустила книгу «Здравый толк», в которой содержатся рекомендации по проведению уроков трезвости. Такие уроки начали проводиться в нескольких школах Саратова в прошлом году. «Толк» — это и русское «смысл, польза», и английское talk — «разговор».
По мнению саратовских трезвенников, подобные уроки необходимы подрастающему поколению, а методические рекомендации по их проведению — школьным педагогам.
Времена, когда подростки впервые пробовали спиртное на школьном выпускном, давно закончились. Еще три года назад среднестатистический россиянин начинал употреблять алкоголь в 14 лет. Сейчас — уже в одиннадцать. В Саратове уровень потребления спиртных напитков соответствует общероссийскому. По этому показателю город не попадает ни в лидеры, ни в аутсайдеры. Однако общество трезвости здесь — одно из самых активных на территории России. В частности, им было инициировано принятие «полусухого» закона. Продажа алкоголя в Саратовской области разрешена только с 10 до 22 часов. Кроме того, введены пять трезвых дней, когда торговать спиртным вообще запрещено: 25 мая — последний звонок в школах, 1 июня — День защиты детей, 25 июня — День молодежи, 1 сентября — День знаний и 11 сентября — День трезвости.
Таких трезвых дней нет ни в одном другом регионе страны. А в этом году мы будем добиваться, чтобы установили единый день выпускных школьных вечеров, и его тоже объявим свободным от алкоголя.
Работа с детьми для саратовских трезвенников — одно из приоритетных направлений. В школах проводят тематические игры и уроки, во время летних каникул открываются детские палаточные лагеря, под эгидой общества трезвости в регионе была создана скаутская организация. Книга «Здравый толк» обобщает накопленный опыт.
В пилотном проекте по проведению уроков трезвости приняли участие восемь саратовских школ. Мы старались соблюдать два основных условия. Первое — чтобы не было двойных стандартов, то есть педагоги сами должны вести здоровый образ жизни. Второе — уроки должны быть интересными. Они проходили в интерактивной форме, было много конкурсов, игр, демонстрационных опытов, видеоматериалов. Проводилось анкетирование школьников перед началом занятий и после их окончания. И оказалось, что именно интерактивные, игровые формы обучения вызвали у детей наибольший интерес. Поэтому в качестве приложения к книге мы сделали диск с видеоматериалами. Также в книге есть рекомендации по созданию в школах центров здорового образа жизни, организации летних палаточных лагерей, проведению игр. Сейчас наша задача — эффективно распространить эту брошюру.
По словам Натальи Корольковой, уроки трезвости в саратовских школах будут проводить на добровольных началах. Тем не менее в тех классах, где они уже состоялись, их посещение было обязательным для всех учащихся. Педагоги, проводившие занятия, отмечают, что на первых уроках школьники относились к теме трезвости достаточно индифферентно, но потом интерес возрастал.
Наша программа состоит из пяти уроков. Она рассчитана на учеников 7–8-х классов, которым по 14–15 лет. По моим наблюдениям, и это подтверждается результатами анкетирования, уроки были им интересны. На факультативном, шестом занятии мы приглашаем школьников на чаепитие в Дом трезвости, и многие из них готовы и дальше участвовать в нашем движении.
В анкетах, которые заполняют на первом уроке трезвости, 95% школьников указывают, что никогда до этого не употребляли алкоголь. Педагог Алексей Мыцыков считает, что реальная цифра близка к 80%. Программа-максимум — сделать так, чтобы эти дети и в дальнейшем не проявили интереса к спиртному, наркотикам и сигаретам.
Конечно, те, кто уже употребляет алкоголь и другие яды, на наших уроках вряд ли перевоспитаются. Но все равно какая-то полезная информация отложится в памяти. А для всех остальных в идеале мы должны добиться того, чтобы человек сохранял свою природную трезвость, чтобы алкоголь и табак были ему не нужны.
Психологи считают, что сохранение «алкогольной девственности» — это утопия, причем вреда от нее значительно больше, чем пользы.
— Запретный плод сладок. Когда я хочу, чтобы мой ребенок прочитал какую-то книгу, я говорю, что он до нее еще не дорос. С алкоголем и сигаретами такая же ситуация — если они переводятся в разряд табу, соблазн возрастает многократно. Наверное, каждый подросток хотя бы раз в жизни пробовал спиртное и сигареты. И, что характерно, с первого раза они мало кому нравятся. Почему же многие продолжают курить и выпивать? Потому что это символы преодоления табу, перехода во взрослую жизнь. Родители и учителя, проводя беседы о вреде табака и спиртного, лишь окружают их привлекательным ореолом опасности. Намного эффективнее объяснить подростку, что в этих вещах нет ничего особенного, и он может сделать осознанный выбор. Школьник, который отказался от курения не потому, что это страшно вредно, а потому, что ему не понравилось, вряд ли станет пробовать наркотики — в отличие от того, кто курит, прячась за углом. А вообще, по статистике, дети пьют и курят примерно столько же, сколько их родители, и начинают это делать примерно в том же возрасте.
Некоторые школьники, побывавшие на уроках трезвости, также не проявили большого восторга. Самым продвинутым даже показалось, что ими пытались манипулировать.
Нам показывали такой опыт: брали два яичных желтка, клали их в стаканы, один заливали водой, а другой — спиртовым раствором. Тот, который залили спиртом, менял цвет и расползался. И это как бы объясняет, что алкоголь вреден. По этой логике соляная кислота в желудке тоже наносит вред здоровью. А если лимонный сок капнуть в желток? Он тоже начнет разрушаться! Получается, что лимон — тоже яд? Эти опыты рассчитаны на дураков. Я участвую в олимпиадах, хочу поступить в медицинский. И меня лично они могут только рассмешить.
С тем, что над форматом уроков трезвости педагогам еще работать и работать, соглашаются не только школьники, но и их родители.
Я врач с 15-летним стажем. И ни разу не слышала, чтобы разговоры о вреде алкоголя помогли кому-то меньше пить. После инфаркта — да, многие останавливаются. И женщины чаще начинают следить за весом после развода. Это я к тому, что для отказа от вредных привычек нужна серьезная мотивация. Как мотивировать школьника? Над этим и должны думать специалисты. Ни страшилки, ни запреты эффекта не дадут. Лично я пообещала сыну машину, если не начнет курить до окончания школы и поступит в вуз. Но в масштабе государства это, конечно, не выход, надо придумать что-то другое.
Видео
Документальный проект в рамках серии роликов и передач о борьбе с алкоголизмом
Видео: Первый канал
А это, между прочим, очень правильная инициатива… Если детям объяснять, что пьянство — грех и зло с малых лет, то есть большая вероятность, что ситуация с тотальным алкоголизмом немного исправится!
«Дни трезвости» вызвали у меня восторг! Здорово придумано! Но мне кажется, что это не уникальная акция. Вот во Владимире ограничивают продажу спиртного в праздничные дни, правда, только в местах массового гулянья. Это здорово! Хотя люди злятся, ругаются в магазинах… А потом берут сок:)
А школьникам объясняй-не объясняй, но если МАМА периодически вечерами потягивает пиво с подружками, толку мало будет. Главный пример для подражания — родители. Всё начинается с семьи.
12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе