В Саратовской области ждут аварии на магистральном нефтепроводе. Дело может закончиться экологической катастрофой. Но починить прохудившуюся нефтетрубу нельзя: для этого ремонтникам нужно проехать через участок земли, который принадлежит индивидуальному предпринимателю Надежде Елисеевой. За это женщина хочет компенсацию — 40 млн рублей.
На 36-километровом отрезке магистрального нефтепровода Куйбышев — Лисичанск в Саратовской области нашли почти 40 дефектов, которые нужно было устранить до конца прошлого года. Иначе может произойти авария, которая приведет к масштабной экологической катастрофе. Однако починить трубу нефтяники не могут. Один из участков нефтепровода проходит по земле, принадлежащей саратовской фермерше Надежде Елисеевой. За то, чтобы открыть ремонтникам доступ к трубе, она требует компенсацию — 40 млн рублей.
В списке сельхозпроизводителей и фермеров Красноярского муниципального образования Энгельсского района Саратовской области указан вид деятельности индивидуального предпринимателя Надежды Елисеевой: растениеводство и животноводство. Однако ей удается успешно разводить не только животных, но и одну из крупнейших госмонополий. Участок земли, примыкающий к магистральной трубе «Транснефти», она купила сразу же, как только стало известно о планах по реконструкции нефтепровода. Причем размер участка фактически совпадает с размером охранной зоны. Сервитут — право проезда через участок для обслуживания и ремонта трубы — оформлен не был.
Компания «Приволжскнефтепровод», дочерняя структура «Транснефти», отвечающая за эксплуатацию магистрального нефтепровода Куйбышев — Лисичанск в нескольких регионах Поволжья, подала на предприимчивую фермершу в суд. От нее потребовали оформления сервитута. Однако процесс по разным причинам затягивается. В марте должна пройти строительно-техническая экспертиза, которая определит границы участка Елисеевой. Размер компенсации за доступ к трубопроводу компанию не устраивает.
Елисеева хочет получить 40 млн рублей. Из расчета по миллиону в год, если сервитут будет оформлен на 40 лет. Наши представители ее спрашивали, а почему именно по миллиону, а не, например, по 100 тысяч? Она ответила, что ей просто нравится именно такая цифра. Мы считаем, что в данном случае речь идет о необоснованном обогащении. Она не предоставила никаких расчетов, подтверждающих размер компенсации.
По мнению юристов, сумма компенсации, которую требует саратовская фермерша, действительно завышена. Существуют общепринятые методики расчета платежей за сервитут и сложившаяся судебная практика по данному вопросу.
— Как правило, плата за сервитут должна быть соразмерна той материальной выгоде, которую получил бы собственник земельного участка, если бы сервитут не был оформлен. Например, если часть участка используется по договору о сервитуте для прохода или проезда, то размер компенсации может быть равен арендной плате за эту часть участка, если бы она сдавалась в аренду. Вообще именно обременение сервитутом не очень выгодно собственнику земли, потому что любой суд рассчитает плату исходя из упущенной выгоды. Все, что сверх этого, будет признано неосновательным обогащением. Поэтому выгоднее заключить прямой договор возмездного оказания услуг по проходу или проезду. В этом случае размер платы может быть фактически любым.
После того как стало понятно, что договориться с фермершей Елисеевой не получается, компания «Приволжскнефтепровод» попыталась решить проблему на региональном уровне. Были направлены обращения к губернатору Саратовской области и в прокуратуру. Результата они не дали. Тогда в конфликт вмешалось руководство головной компании. В октябре прошлого года президент «Транснефти» Николай Токарев обратился к премьеру Дмитрию Медведеву. После трех месяцев интенсивного документооборота компания «Приволжскнефтепровод» получила письмо из МЧС, в котором ей было рекомендовано дождаться решения суда либо обратиться в областную прокуратуру. Прокуратура Саратовской области, в свою очередь, не усматривает в действиях Надежды Елисеевой ничего противозаконного. Бюрократический круг замкнулся.
Видео
Ни муниципальные власти, ни губернатор, ни прокурор, ни огромная госмонополия, ни даже сам премьер-министр не смогли заставить индивидуального предпринимателя из российской глубинки открыть проезд по своему участку. Между тем опасность аварии на нефтепроводе с каждым днем возрастает. И ее последствия могут оказаться очень печальными для экологии региона.
— В магистральных трубопроводах нефть транспортируется при высоком давлении — до 25 атмосфер. И последствия аварии могут быть катастрофическими, поскольку загрязняется большая площадь. При разливе нефти погибают почти все виды растений. Деревья выглядят как после пожара, их ветви высыхают. Гибнут животные и птицы. Нефть попадает в первую очередь в поверхностные, а затем и в грунтовые воды. Это создает угрозу для здоровья людей. В реках и озерах гибнет рыба, а выжившая молодь и личинки начинают развиваться аномально. Погибает также планктон, которым они питаются. Загрязняется атмосфера. Через год после разлива нефти в Усинском районе Коми АССР число респираторных заболеваний выросло на 28%. Загрязненные слои почвы нуждаются в рекультивации, их снимают, вывозят и очищают с помощью специальных реагентов. Однако это не панацея, ущерб экологии все равно огромен.
Частного предпринемателя заставить отрыть проезд невозможно.. можно надеяться только на сознательность этой фермерши — не настолько уж она и жадная, чтобы не понять какой серьезной экологичесокй катастрофой грозит промедление
В принципе, она имеет полное право потребовать любую цену — в случае прорыва нефтепровода убытки могут быть намного больше. И вопрос здесь не в гражданской позиции, и не в жадности. Как ни странно, но за 20 с лишним лет новых экономических условий одни цепляются за мифы капитализма, другие продолжают жить как при советской власти.
Хотелось бы узнать мнение юристов: во-1-х, насколько законно было оформление в собственность участка в охранной зоне, о чём написал Рафаєль Макаров, во-2-х, застрахована ли эта земля и какие последствия и для кого могут наступить в случае ЧП. И почему вообще стала возможной эта ситуация, когда «вдруг» выяснилось, что магистральный нефтепровод находится в аварийном состоянии?
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе