Школа лидеров. SmartNews побывал в эстетическом лицее для одаренных детей

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

В Саратовской области в городе Энгельсе работает лицей с уникальной системой образования для одаренных детей. Недавно он получил статус федеральной инновационной площадки, а значит, его опыт будет транслироваться на всю страну.

Здесь, в энгельсском музыкально-эстетическом лицее (МЭЛ), учатся только талантливые, музыкально одаренные дети. В этот лицей, вопреки общепринятым правилам, принимают по итогам конкурсного приема детей сразу из двух городов — Саратова и Энгельса. Преподают здесь не только учителя-предметники, но и музыканты, композиторы, живописцы, режиссеры, артисты.

Если вы попадете в МЭЛ во время перемены, то сразу же поймете, что попали в совершенно необычную школу: на переменах лицей не шумит, не кричит, МЭЛ — звучит. Привычный школьный гвалт тонет в звуках фортепиано, флейты, скрипки, гитары. Проходя мимо рояля в холле, замечая оставленные в раздевалке футляры со скрипками и флейтами, сразу понимаешь, что попал в музыкальный лицей. Только в этом лицее, ко всему прочему, прекрасно учат еще и физике, математике, химии. В расписании лицея после урока литературы идет урок сольфеджио, а после физики — музыкальная литература. На уроках химии звучит музыка, а на занятиях по композиции вспоминают о том, что изучали на уроке математики.

Прислала
Наталья Гребнева

Когда 21 год назад мы открывали лицей, мне в руки попалась занятная книжка про знаменитую английскую школу Итон. Для воспитания будущих пэров, членов правительства там был введен предмет «лидерство». Идея нам с коллегами понравилась чрезвычайно. И в нашем музыкально-эстетическом лицее мы тоже решили воспитывать лидерство. Через сцену, через выступления, через музыкальные конкурсы, выставки живописи, конференции, спектакли. Концертность — основополагающее понятие МЭЛ: это и особая тональность жизни лицея, и творческая состязательность, и демократичность, и, главное, публичное самовыражение.

Учатся в МЭЛ, как и в любой общеобразовательной школе, с первого по одиннадцатый класс. Но плюс к этому с первого класса учащиеся здесь развиваются еще и в музыкально-эстетическом направлении: играют на инструментах, занимаются импровизацией и сочинением музыки, хореографией, вокалом, изучают историю музыкального искусства, музыкальный театр, работают в музее А.Г. Шнитке, рисуют и т. д.

Большинство наших уроков, проектов, мероприятий создаются не одним учителем, а коллективом педагогов общеобразовательного и музыкально-эстетического блоков. Например, преподаватели музыки и математики создают проект «Представление о функции в искусстве и науке», учителя физики, литературы и преподаватель музыки проводят урок-конференцию о грозе… Таких примеров множество. Буквально на всех уроках наши дети сочиняют музыкальные пьесы или стихи, рассказы, учатся размышлять, например, над симметрией в математике, музыке, природе. Так постепенно в лицее создавалось — и сейчас уже можно с уверенностью сказать, что создано, — лицейское культурно-педагогическое пространство.

Прислала
Наталья Гребнева

В Музыкально-эстетическом лицее имени А.Г. Шнитке действует 13 студий и мастерских, 10 исполнительских спецклассов, музей, картинная галерея. Эти дополнительные образовательные услуги предоставляются учащимся бесплатно преподавателями МЭЛ и профессорско-преподавательским составом Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Кем же становятся выпускники МЭЛ? Музыкантами, композиторами, художниками. Выпускники лицея учатся в консерваториях, в институтах искусств в Саратове, Москве, Петербурге, Лондоне… Но ничуть не меньше, а порой даже и больше в лицее гордятся теми, кто пошел учиться в непрофильные вузы — стал математиком, экономистом, юристом, врачом, архитектором. Например, на мехмат СГУ выпускников МЭЛ принимают с радостью, их здесь ценят, как говорят вузовские преподаватели, за «мозги и музыкальность».

Моя дочь, надеюсь, в будущем станет композитором. Но даже если она выберет иной путь, нетворческий вуз, ни минуты не пожалею, что отдала ее учиться в МЭЛ. Меня соблазнило то, что в этом лицее в классе учатся не более 15 детей, в одном месте соединены два учебных блока: музыкальный и общеобразовательный, здесь очень опытные и оригинальные педагоги. Да, у детей в МЭЛ большая нагрузка. Но талантливых детей и нужно нагружать, только так вырастают люди сильные духом, способные добиваться успехов и побеждать. Лилия уже успешно участвовала в конкурсах в Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде. Убеждена, учась в обычной школе, она этого не достигла бы. У меня есть старший сын, и я вижу: лицеисты совсем другие.

Прислала
Наталья Гребнева

Я собираюсь стать врачом. А учеба в МЭЛ развивает мышление. И еще для врача очень важно иметь музыкальные пальцы.

Лицей 15 лет являлся федеральной экспериментальной площадкой. В последние годы поднялся ступенькой выше, приобрел статус федеральной инновационной площадки — образовательного учреждения, опыт которого транслируется на всю страну. Во всех остальных школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла эти предметы не являются обязательным компонентом учебного плана, а существуют только как кружки, соответственно, нет высоких результатов, детям не выдают, как в МЭЛ, свидетельства о начальном музыкальном образовании. Так что пока Музыкально-эстетический лицей имени А.Г. Шнитке единственный в стране.

Замечательно, что в городе Энгельсе, на родине выдающегося композитора Альфреда Шнитке, нашли возможности поддерживать это уникальное учебное заведение. Можно ли тиражировать опыт МЭЛ? Можно, как мне кажется, но только при условии, что найдутся, как в Энгельсе, заинтересованные люди, обладающие рычагами и имеющие таким образом возможность что-то сделать.

Совсем недавно лицей понес невосполнимую утрату — не стало его создателя и бессменного директора Ирины Владимировны Сергеевой.

Видео

Хор мальчиков МЭЛ на фестивале «РЕ-ЛИГО»

Видео: Энгельс/youtube.com

Прислала
Ярослава Ковалева

Даже, если дети не станут великими композиторами и музыкантами то обучение в такой творческой среде обязательно принесёт свои плоды. Вырабатывается определённое мышление, отношение к учёбе, сверстникам, попадание в «плохие» компании практически исключено.

Автор

Наталья Дегтярева

Над статьей работали

Ярослава Ковалева, Ксения Гагай, Наталья Гребнева

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Анастасия Мичурина 25 марта 2014, 17:34

Хорошая программа в этом лицее, в обычной школе такого не встретишь. Наверное, выпускники этого заведения поступают только в лучшие ВУЗы.

Роман Кравчук 25 марта 2014, 17:53

Всё-таки в нашем современном мире больше востребованы технические, компьютерные специальности. Особенно это касается мальчиков. Вряд ли занятия музыкой и пением формируют такие мужские качества, как решительность, способность постоять за себя.

Отмечено
редакцией

Ярослава Ковалева 25 марта 2014, 19:04, Изменено: 25 марта 2014, 20:41

Даже, если дети не станут великими композиторами и музыкантами то обучение в такой творческой среде обязательно принесёт свои плоды. Вырабатывается определённое мышление, отношение к учёбе, сверстникам, попадание в "плохие" компании практически исключено.

Sofya Sadovskaya 8 апреля 2014, 17:01

Позволю себе поспорить.
В нашем современном обществе за технические навыки много платят.А вот за духовность человека,за его умение понимать искусство и жить красиво (разумеется,я не о яхтах и не о Ленд Крузерах),видеть прекрасное в каждом мгновении - ценится куда более низко.
И потом,попробуйте засадить среднестатистического мальчишку за рояль.Как вы думаете,не проявляют ли мужество,терпение,выдержку те,кто делает это ежедневно?
Борьба на фронте искусства,быть может,даже пострашнее политических и социальных войн.

Добавить комментарий

Новое на сайте