Чиновников Северного Кавказа можно без преувеличения назвать дорогими. На это обратил внимание глава министерства финансов Антон Силуанов, который публично призвал чиновников СКФО сократить аппетиты и начать экономить прямо сейчас. Главная статья расходов, которую определил министр, касается непомерно большого чиновничьего автопарка, состоящего из атомобилей премиум-класса. Корреспондент SmartNews выяснил, зачем кавказским чиновникам такие дорогие авто.
Глава министерства финансов Антон Силуанов, выступая в Пятигорске на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, недвусмыссленно намекнул, что чиновникам СКФО нужно оптимизировать расходы. В первую очередь начать экономить можно за счет уменьшения расходов на содержание автопарка.
У нас количество расходов на содержание госслужащих в субъектах Северо-Кавказского федерального округа гораздо выше, чем в среднем по России. Здесь и по численности госслужащих перебор, и по содержанию. Если в среднем по России на одну тысячу жителей количество госслужащих составляет 1,8 человека, то, например, в Ингушетии — 4,6, а в Дагестане — 3,5, а в целом по Северо-Кавказскому округу — 2,1. И расходы на их содержание в процентном соотношении разнятся с данными по России. Если по России в целом на одного служащего из расчета на тысячу жителей приходится 1,5 тысячи рублей, то в Чечне — три тысячи, а в Кабардино-Балкарии — две.
При этом не только число чиновников на душу населения в Северо-Кавказском округе выше среднего по России, но и количество автомобилей для каждого из них. Чиновники на Кавказе предпочитают ездить на авто исключительно представительского класса. Прессу и общественность региона на протяжении последних лет регулярно сотрясают скандалы по поводу госзакупок для чиновников разных уровней. То управление делами главы и правительства Чечни объявит тендер на поставку мебели из красного дерева, инкрустированной ценными породами дерева и украшенной сусальным золотом (по цене 10,75 млн рублей), то администрация Дагестана озаботится покупкой роскошного Audi A8L Security B6/D7 стоимостью 8,5 млн рублей, то Кабардино-Балкария возьмет в аренду бронированный Mercedes за 44 млн рублей, то правительство Ставрополья заказывает внедорожники премиум-класса, мотивируя это очень плохими дорогами в крае.
В этом плане у нас чемпион, конечно, Чеченская республика. При среднем (по России) количестве легковых автомобилей на балансе госорганов или автомобилей, которые арендуют госорганы, 0,06, в Чеченской республике — 0,25. К тому же в Чеченской республике примерно половина всех служебных автомобилей из СКФО. То есть возможность для оптимизации все же есть.
Анализируя траты руководства СКФО на свой автопарк, корреспондент SmartNews выяснил, что, например, автопарк правительства Кабардино-Балкарии был недавно обновлен и теперь большую его часть, примерно 80-85%, составляют автомобили Toyota Camry. Toyota Corolla, бывшие в автопарке правительства ранее, тоже сохранены и ремонтируются. Кроме того, как свидетельствует сайт госзакупок, на 900 тыс. рублей заказаны запчасти для одного-двух джипов Mercedes и для Mercedes главы республики.
Видео
Кортеж Рамазана Абдулатипова. В колонне около 20 черных джипов
Некоторое время назад в одном из сюжетов телеканала НТВ был показан гараж бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова, находящегося сейчас под стражей. Зрители смогли увидеть стоящий в гараже бронированный лимузин Mercedes серебристого цвета. Также в кадр попал единственный в Дагестане броневик с ручным управлением, собранный по индивидуальному заказу. По слухам, этому автомобилю присуща самая высокая степень брони и он может выдержать атаку гранотомета.
Я не могу сказать, сколько автомобилей в кортеже господина Абдулатипова. Может, два-три. Я не знаю. Насчет марок я тоже ничего не могу сказать, служба безопасности нам запрещает эту информацию давать.
После последнего покушения на руководителя администрации Баксанского района глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков поручил правительству республики обеспечить всех глав муниципалитетов бронированными автомобилями. 39 из приобретенных Toyota Camry — бронированные, они предназначены для министров и глав администраций районов и крупных населенных пунктов.
То, что Силуанов говорит, может, касается республик, где жизнь поспокойнее, но это не про Кабардино-Балкарию. У нас за последние годы сколько покушений было на глав администраций, многих убили… Естественно, им надо защищаться всеми возможными способами. Бронежилет под пиджаком носить не все будут, так хоть так… Я согласен, что на Северном Кавказе многие чиновники жируют, но у нас это в первую очередь вопрос безопасности.
Видео
Кортеж главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, состоящий из 112 автомобилей
Проехало 112 машин, или 390 000 000 рублей (в среднем по 3,5 млн. за авто).
Тем не менее экономить, по словам министра, все равно придется. По идее главы Минфина, это можно сделать также за счет отмены льгот, которые на Кавказе занимают значительное место. Так, в 2012 году транспортный налог в регионах Северного Кавказа собирался на уровне 42% от среднероссийского, что составило 3,2 млрд рублей. В прошлом году объем налоговых льгот в СКФО составил 7,3 млрд рублей (6,3% налоговых доходов). Это иногда доводит до парадоксов: например, в отдельных районах льготами по налогу на имущество пользуются почти 90% налогоплательщиков, а в Чечне реально оплачивается только 75% тарифа ЖКХ. Льготы не дают нормально развиваться отрасли, тогда как это реальные деньги, которые могли бы пойти на пользу региону.
У нас получается так, что налоговая отдача с одного транспортного средства в Северо-Кавказском округе составляет 466 рублей, а в остальной стране — 2 тысячи рублей. Тогда как доведение уровня транспортного налога до среднероссийского позволило бы увеличить бюджет Ставропольского края на 1 млрд рублей, Дагестана — на 873 млн рублей, Чечни — на 385 млн рублей.
Если попробовать сэкономить на численности и расходах чиновников, а также приравнять льготные налоги на общероссийский уровень, то высвобожденные таким образом средства смогли бы как раз покрыть потребности северокавказских республик. И не нужно было бы снова просить дотаций. То есть глава Минфина недвусмысленно дал понять, что, по сути, постоянно вбрасывать десятки миллиардов рублей в развитие Северного Кавказа не так уж необходимо. Местным чиновникам достаточно лишь чуть-чуть затянуть слишком ослабленные пояса, и тогда федеральных денег хватит и на социалку, и на инфраструктуру.