В Кабардино-Балкарии заговорили о необходимости увековечить память о русских учителях, которые после революции приехали на Северный Кавказ учить грамоте местное население. Большинство из них так и остались в республике на всю жизнь. С приходом на Кавказ русских учителей многие эксперты связывают зарождение в республике интеллигенции.
Как рассказали в Общественной палате, ее Совет обращается к правительству КБР с ходатайством об увековечении памяти педагогов и в том числе о сооружении памятника русской учительнице. Также есть идея площадь перед зданием Республиканского дворца творчества детей и юношества назвать площадью Учителя.
Моя мама заканчивала сельскую школу, и я выросла на ее рассказах о русской учительнице Антонине Петровне, фамилию, к сожалению, не вспомню. Она приохотила маму и ее подружек к чтению, научила печь блины и пироги. Когда девчонки делились с ней сердечными секретами, она приводила им примеры из Чехова, Куприна, Пушкина — как надо и как не надо. На них мама и меня воспитывала. Да что там, научила их грамотно и достаточно интеллигентно говорить по-русски, а это уже на всю жизнь и не на одно поколение.
Первым о создании памятника русскому учителю заговорил председатель Общественной палаты КБР Пшикан Таов.
«Мне очень повезло с русскими учителями. Они были нам как родители. Идя на работу, они стучались в каждый дом и напоминали, что надо идти в школу. Я вечно обязан им — какой из меня был бы академик, если бы основу знаний они с такой любовью не заложили мне в голову! И сейчас как председатель Общественной палаты Кабардино-Балкарии хочу добиться, чтобы в республике поставили памятник русским учителям. Мы уже создали комиссию по этому вопросу и готовим публичные слушания», — сказал Пшикан Таов на заседании Общественной палаты.
Предполагается, что каждый из районов Кабардино-Балкарии создаст свой список «русского педагогического десанта». И первым на проект Общественной палаты «Об увековечивании памяти учителей образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, работавших в довоенные и послевоенные годы» откликнулся Чегемский район республики.
Грамотность в кабардинские и балкарские села принесли именно русские учителя. Оставив свою малую родину, они приехали в Кабардино-Балкарию, чтобы исполнить педагогический долг. Мы должны быть благодарны им за их исторический вклад в воспитание и обучение наших дедушек и бабушек, знать их имена, помнить и чтить их память.
Между тем в многонациональной Кабардино-Балкарии уже второй год проводится конкурс сочинений «Мой русский учитель». Студенты и школьники республики пишут о русских учителях, когда-то приехавших работать на Кавказ и оставивших след в сердцах их бабушек, дедушек, знакомых, соседей. Сейчас список героев написанных сочинений состоит из многих десятков имен русских учителей, работавших в начале прошлого века в городских и сельских школах республики.
Идея проведения этого конкурса принадлежит Светлане Башиевой, заведующей кафедрой русского языка и общего языкознания Института филологии Кабардино-Балкарского госуниверситета.
Сочинения — это то, чем сегодня многие могут выразить благодарность учителям, по-настоящему открывшим для них русский язык, учителям, ежедневно совершающим гражданский подвиг. Представьте себе, как нелегко было им, в основном молодым женщинам, приехать сюда, не зная языка, обычаев, жить в съемных комнатушках с печным отоплением, готовить пищу на керосинке, вечерами при свечке проверять тетради, а утром колоть дрова, топить печь, а затем идти в школу. Через короткое время они становились активными членами социума, изучали кабардинский, балкарский языки, учились готовить национальные блюда, выходили замуж в этих же селах. Некоторые из них нашли вечный покой на этой земле.
Дмитрий Сковородников, ученик 9-го класса средней школы села Заречное, прислал на конкурс рассказ своей учительницы, Аминат Рахаевой, выпускницы школы селения Герпегеж, чья жизнь изменилась после того, как туда приехали по направлению две русские учительницы — Анна Николаевна Жукова и Надежда Александровна Левицкая. Анна Николаевна была потомком сосланного на Кавказ декабриста и очень гордилась этим, а Надежда Александровна — родом из Белоруссии. Даже убеленные сединой старейшины села относились к ним с особым почтением, ведь они привнесли в размеренную жизнь отдаленного балкарского села великую культуру русского народа. По-разному сложились их судьбы. Надежда Александровна впоследствии вышла замуж за местного парня. У 85-летней Анны Николаевны сейчас отказывают ноги, и живет она у своей бывшей ученицы Зои Ульбашевой, которая вместе с детьми и внуками ухаживает за ней.
Что человек человеку может дать? Тепло и уважение. Как раз это и проходит красною нитью через каждое сочинение, поэтому уверена, что конкурс имеет и колоссальное воспитательное значение.
Темирлан Байказиев, девятиклассник из селения Жемтала, записал рассказ своей бабушки из Зарагижа о Клавдии Петровне Монаковой.
«Мне казалось, что я хожу в школу только из-за Клавдии Петровны. С каким удовольствием я “купалась” в ее тангенсах и котангенсах! Я и сейчас готова доказать теорему Пифагора. Разве Клавдия Петровна учила нас только задачки решать? Часто мы собирались у нее дома. В классе нас было 7 девочек. Она всех нас научила шить себе платья, разводить цветы. Почти все, что ты, Тамик, с таким удовольствием уплетаешь, — блины, пироги, сырники – испечено по ее рецептам. Как она вместе с нами пела кабардинские песни! Научилась говорить по-кабардински, да еще с таким милым акцентом». Клавдия Петровна более полувека прожила в селении Зарагиж, там же она и похоронена. Темирлан, выслушав рассказ бабушки, стал сопровождать ее на кладбище, где она убирала могилки своих родителей и Клавдии Петровны.
Недавно я была в балкарском селении Бабугент, где освящали православное кладбище, на котором многие годы назад были похоронены те первые, русские учителя. Собрались старики, вспоминали их, и сколько замечательного рассказали они об этих людях!
Русские учителя заложили основы системы образования в республике, дали первый толчок становлению национальной интеллигенции. По моему разумению, это был беспрецедентный подвиг. У наших народов уважение — это основа толерантности. Кризисы в обществе порождаются отсутствием уважения к другому человеку, другой культуре, другому языку. Уроки нравственности и милосердия, доброты и духовности, которые получили участники конкурса благодаря рассказам об учителях, записанным ими, дорогого стоят.
Видео
Интервью Светланы Башиевой для SmartNews.
Видео: Юлия Верниковская/SmartNews
Замечательно, что помнят и уважают своих учителей. Памятникам быть.
Согласна-это замечательно!!! А сколько таких учителей всеми забытые и учениками, и учителями умирало в одиночестве. Они каждый год ждали хоть какого- то внимания, хотя бы раз в год в день учителя. Они мечтали получить цветы или открытку со словами благодарности. Но так и не дождались. Хочется пожелать всем учителям и ныне живущим лучшей участи, здоровья, внимания и хороших людей вокруг!!!
Везде славят и ценят наших учителей, за границей и в других республиках. Вот только у нас в России эта одна из самых мало оплачиваемых профессий…Хотя именно с них, наших любимых учителей начинается наша самостоятельная жизнь и образованность! Прекрасный пример, гордо!!!
Замечательно сказала Светлана Башиева: «Кризисы в обществе порождаются отсутствием уважения к другому человеку, другой культуре, другому языку». Спасибо ей за идею отдания дани уважения и почтения к русским учителям. Практически каждый народ нашей страны испытал влияние русской культуры и русского языка, и первоначально этот свет несли русские учителя и врачи.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе