Несмотря на то, что Чечня уже около 15 лет живет по законам Конституции РФ, в местном обществе всегда были широко распространены нормы из неписанного свода правил — адаты. И чем крепче в республике становились патриотические настроения, тем популярнее, особенно среди молодежи, становилась и жизнь по адатам. Сегодня же, говорят эксперты, от былого величия традиций остаются одни декорации, и кровная месть ушла в далекую глубь веков. Так ли это — разбирался корреспондент SmartNews.
Если вы сегодня спросите любого старика в горном ауле Чечни, какие законы он признает и уважает, — вы со стопроцентной гарантией услышите про адаты. Все спорные вопросы в прошлом и позапрошлом веках разрешались согласно адатам. Вердикт выносили старики, которые и жили долго, и обладали завидной мудростью. Жизнь любого чеченца, начиная с детства, состояла из целого ряда ограничений. Чеченское общество с завидным упрямством пыталось и пытается сохранить свой внутренний мир, понятный только им одним. Самое страшное для чеченца — это опозориться и стать объектом насмешек. В переводе с чеченского языка на русский это состояние можно обозначить как «почернеть лицом».
Для меня наши чеченские адаты — это и история народа, и вынужденная необходимость того времени, когда других писанных законов не существовало. Я сам историк, и хочу проследить, когда начали формироваться адаты. Это трудно. Все уходит слишком глубоко в века и начинает терять свою ценность.
Согласно чеченским адатам, не существует ни одного закона, определяющего или ограничивающего власть отца над детьми. Пока дети малолетние, пока не могут сопротивляться насилию, они находятся в беспредельной зависимости от отца. Когда подрастают и начинают владеть оружием, право сильного становится их законом, определяя отношения между ними и отцом. Все они почитаются членами одного дома и перед судом адата стоят во всем наравне.
На домашнее имущество отец и сыновья имеют равное право, и последние могут заставить первого, когда им вздумается, делиться с ними, и по адату им предоставляется одинаковая доля с отцом. Из-за этого иногда происходят странные случаи. К примеру, у одно отца было шесть взрослых сыновей, и, когда он задумал взять другую жену, сыновья, узнавшие о его намерении, потребовали от него, чтобы он сперва разделился с ними, потому что, говорили они, было бы несправедливо дать по смерти его равную с ними долю в наследстве детям второй жены, тогда как теперешнее имение нажито их трудами. Отец вынужден был согласиться, и имение было поровну разделено с сыновьями, и он взял новую жену, от которой нажил семь детей. По его смерти сыновья от первой жены вступили в спор с детьми второй и требовали, чтобы отцовское наследство было поровну разделено между всеми. Дело разбиралось по адату, и старики оправдали первых. Остальное имущество было разделено на 13 частей, и каждый из детей от второй жены получил только тринадцатую долю той части имения, которая досталась отцу после первого раздела.
Раньше если мужчина женился во второй раз, то ему могли предъявить претензии братья первой жены. Для них это как бы становилось оскорблением. Только в двух случаях мужчина мог жениться повторно: если жена не имеет детей или не справляется с домашним хозяйством. Но и в том случае мужчина должен был держать ответ перед родственниками первой жены. С течением времени адаты изменялись. Если считали, что какой-то из таких законов не соответствует реалиям времени, то на высшем совете Мехк-кхел (Суд страны) принималось решение о его изменении. Есть даже песня чеченского барда Хасмагомеда Хаджимурадова, где поется о старинном обычае, который старцы решили изменить из-за человеческих обстоятельств.
Для многих чеченцев воспитание и жизнь в строгих нормах адата не кажется противоречащей Конституции и юридическим законам России. К российской Конституции, согласно которой де-юре живет все население республики, чеченцы относятся как к необходимой реальности.
То обстоятельство, что чеченцам приходится жить по нескольким законам, только делает нас сильнее. Я, правда, не сталкивался ни с теми, ни с другими законами напрямую. Особенно боюсь столкнуться с российским УК и кровной местью по адату. Но родителям и другим предкам тоже удалось прожить нормальную достойную жизнь, надеюсь, мне тоже удастся. Хотя я чувствую, что все-таки тяжело, когда на тебя давят все эти ограничения, например, чеченец должен быть таким, он не должен делать то-то, это. У нас даже шутят, что чеченцы не плачут, у них только глаза потеют. Общественное порицание — вот чего чеченцы больше всего боятся.
Практически все ученые и исследователи народных традиций отмечают, что исламские нормы и шариат постепенно замещают и вытесняют адаты, которые становятся не больше чем памятной клуьтурной традицией. Это, добавляют эксперты, веяние времени, тем более что шариат во многих аспектах схож с чеченскими адатами.
— Тысячелетние чеченские адаты в сегодняшних реалиях постепенно перестают работать. Все больше и больше людей обращаются к нормам шариата. Это касается взаимоотношений людей, например, при разрешении каких-то споров, когда есть вероятность, что светский суд может вынести далеко не справедливое решение. Еще в советские времена с адатами усиленно боролись: женщин призывали не носить платки, мужчин — головные уборы, дискотеки разрешались и т.д. Это все дало свои результаты. Адаты уходят из нашей жизни.
— Если взять XX век, а это четыре-пять поколений жителей Чечни, то чеченцы жили по советским, то есть, в принципе, европейским нормам. Они подчинялись суду, милиции, а не законам шариата. Старейшины, о которых так много говорят сегодня, ничего радикально не решали. Старейшины лишь приструняли молодежь. Это был важный институт воспитания. Создавали определенную этику отношений, передавали знания. Могли разобрать на своем сходе некоторые гражданские дела: урегулирование конфликта, семейные ссоры. Но если ты что-то украл, убил, то этим занималась милиция, прокуратура, суд.
В жизни и быту чеченцев много вещей, которые регулируются разными сводами законов. Например, все отношения с государством — естественно-светскими законами, будь то ЗАГС или имущественные отношения. По адату, например, сейчас отношения регулируются все меньше и меньше, но все равно осталось гостеприимство, повышенное уважение и внимание к старшим.
Вместе с этим постепенно развенчивается и миф, что чеченцы — это какой-то особый непокорный, никому не подчиняющийся народ, который живет по принципу кровной мести, все меньше имеющему отношение к современным реалиям, считают некоторые эксперты,
Видео
Отрывок из д/ф «Свадьба по-чеченски / Stolen Brides».
Видео: DJIGITx, youtube.com
— Это исторический или этнографический миф. Начало этому мифу положил еще академик Лев Штернберг, который в словаре Брокгауза и Эфрона в своей статье «Чеченцы» писал, что чеченцев за их характер иногда называют «французами Кавказа». Несмотря на то, что Штернберг был академиком Российской академии наук и авторитетнейшим этнографом, он запустил такую метафору. Вторым соавтором этого мифа стал Лев Толстой, воспевший «гордого дикаря» в своем «Хаджи Мурате». Нечто похожее мы встречаем и у Фенимора Купера, который воспевал американских индейцев как детей природы — честных, смелых, непорочных. Такие литературные мифы создавались многими писателями. При этом цель их не состояла в том, чтобы возвеличить отдельный народ. Они преследовали свои задачи — обличить тиранию власти, колониальную политику империй. Одним из последних соавторов этого мифа стал Александр Солженицын, который описал чеченцев в сталинской ссылке: «была одна нация, которая никому не подчинялась…». Никаких природных предпосылок для особенной непокорности у чеченцев нет. Если бы в начале 1990-х, например, половина калмыцкой молодежи оказалась без работы и им бы в руки попали автоматы, да еще рядом был бы богатый город, где большинство квартир принадлежало русским, то же самое случилось бы и в Калмыкии, и в любом другом регионе страны.
Что бы не говорили о чеченцах, но уважение к саршим у них всегда было и есть. это ведь хорошо, когда у нации есть свои порядки и обычаи, которые сохраняются на протяжении многих лет
Главное, чтобы они не нарушали законы РФ, а по каким адатам они живут — уже их дело.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе