Похоже, чеченская молодежь меняет свои ориентиры. И для того чтобы это увидеть, не обязательно знать чеченское общество изнутри. Если 10–12 лет назад пределом мечтаний выпускника школы была работа в силовых структурах, то теперь, по данным соцопросов, чеченские юноши все больше связывают свое будущее с компьютерными науками. 60 из 100 выпускников называют примером для подражания Марка Цукерберга.
В том, что подрастающее поколение ставит новые приоритеты, все-таки нет ничего удивительного. Уже многие понимают, что послевоенный образ вооруженного мужчины с окладистой темной бородой давно себя изжил, все больше приобретая неуклюжие, комичные черты. Последний независимый соцопрос среди старшеклассников показывает, что многие выпускники видят свое будущее в созидательной сфере: компьютерные науки, программирование, строительство.
Буквально еще 7–8 лет назад я серьезно хотел стать военным. Хотел носить оружие, военную форму, ездить на тонированной машине, одним своим присутствием решать спорные вопросы. Сейчас вижу, что это было бы смешно. В то время многие мои ровесники буквально грезили оружием и военной службой. Некоторые даже пошли служить. Но большинство друзей сейчас выбрали мирные профессии, пусть и не такие высокооплачиваемые. Оружием нельзя прокормить семью, и оно не так важно в жизни. Это мы поняли уже.
До окончания школы еще несколько лет. У меня в семье есть и врачи, и полицейские. Естественно, раньше хотел быть похожим на брата, хотел быть полицейским. Он сам говорит, что это не самая благодарная работа и лучше сделать другой выбор. Кстати, он сам недавно уволился. Уехал в Россию, чтобы заняться бизнесом. Если у него получится, конечно, буду с ним работать. По профессии еще не решил, но точно знаю, что в полицию служить не пойду.
Психологи тоже отмечают, что сознание молодежи меняется. Серьезно этим исследованием пока никто не занимается, но тем не менее краткие соцопросы в школах ведутся.
Я не думаю, что уже наступило время говорить, что в среде молодежи вообще нет проблем и все вдруг стали правильными. Нет, конечно. Но тем не менее стоит отметить, что какие-то изменения происходят. Конечно, для подростка с его возрастными взглядами человек с ружьем, которого все уважают и боятся, все-таки остается одним из идеалов. Но есть тенденция, которая показывает, что эти предпочтения у них меняются. Мальчики взрослеют и понимают, что гораздо большее применение можно найти и в других сферах. Знаю, что резко вырос интерес к информатике, строительству и другим более мирным направлениям.
Для чеченской молодежи, которая почти повально увлекается силовыми видами спорта, продвигаться в спорте гораздо удобнее, легче и привычнее, если они служат в полиции или армейских подразделениях на территории республики. Там больше условий и сотрудников с задатками чемпионов легче выявить. Но это не значит, что все спортсмены служат в правоохранительных органах. Есть сфера, где молодых кадров не хватает особо, — это ГИБДД. Для некоторых молодых людей работа гаишником считается особо непрестижной.
Если бы я и пошел в полицию работать, что очень маловероятно, то вообще не представляю себя гаишником. Не мое это. Ну не нравится мне эта работа — сидеть в засаде и ждать, пока кто-то нарушит правила. Как-то не нравится мне это. Лучше уж быть строителем, чем гаишником. Понятно, конечно, что кто-то должен делать эту работу, но не я.
Мой отец очень хотел, чтобы я устроился в ГИБДД. Как раз в подразделении, где работает его отец, была свободная единица. Из-за того что я отказался, отец был зол на меня. Он не понимал, что я хочу быть программистом, но не гаишником. Отучусь, хочу заняться профессионально 3D-проектированием и ландшафтным дизайном. Это, по-моему, круче, чем стоять с полосатой палочкой на дороге.
— Сегодняшние старшеклассники мало хорошего видели в жизни. Они родились именно в самом начале смуты в республике. По большому счету, если честно сказать, никакой реабилитационной работы среди детей и не было проведено. Дети сами вынесли это сильное давление. На этом примере даже впору писать докторскую диссертацию — например, о влиянии поствоенного стресса на психику и жизнь молодежи.
Справка SmartNews
Молодежь Чеченской Республики составляет 38% от общей численности населения, это около 497 тыс. человек. И общественно-политическое, социально-экономическое и духовно-нравственное развитие молодежи — одна из приоритетных задач развития региона.
Видео
Научная конференция молодых ученых «Наука и молодежь» в Чеченском госуниверситете
Видео: wwwchesuru/youtube.com
У современной молодежи часто возникает желание заниматься предпринимательством. Во многих конкурсах молодежных идей, проводимых в самой республике и межрегиональных, они представляют свои бизнес-проекты. Немало бывает и общественно значимых и волонтерских проектов. И если раньше акцент в нашей работе был сделан на профилактику экстремизма и терроризма, то теперь мы стараемся поддержать молодежь в сфере инноваций и IT-технологий.
На днях в Чечне объявлен осенний призыв в армию. Однако, как и в предыдущие годы, чеченцы не отправятся служить за пределы своей республики. Небольшая часть призывников проходит службу на контрактной основе в двух батальонах Министерства обороны РФ — «Юг» и «Север». Генеральный штаб пока не решается открыть призыв молодых людей с Северного Кавказа, видимо из-за боязни стычек с боевыми офицерами, служившими во время военных действий в Чечне.
Думаю, что такое положение вещей связано ещё и с не очень хорошей репутацией полиции. Откровенно говоря, сотрудников силовых структур не любят в обществе.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе