В Нальчике на международной конференции, посвященной женщинам юга, ученые нарисовали портрет современной женщины, живущей на Кавказе в наши дни. Собравшиеся ученые из России и стран ближнего зарубежья среди множества проблем взаимоотношений мужчин и женщин особо выделили гендерную революции на Кавказе, которая, по мнению исследователей, входит в свою самую активную фазу.
Докладчики говорили о том, что интересует всех, но что обсуждать в рамках традиционного общества юга России не принято. Благодаря тому что вход на конференцию был свободным, послушать доклады могли все желающие. В первый день работы конференции участники и гости с интересом слушали Ольгу Павлову из Московского городского психолого-педагогического университета, рассказавшую об отношении чеченской молодежи к полигамным бракам.
«Еще в 2006 году Рамзан Кадыров говорил, что в Чечне нужно многоженство, объясняя это тем, что в ЧР женщин больше, чем мужчин: “Но все они должны быть устроены в жизни. Многоженство разрешают наши обычаи, наша религия”», — сообщила в своем докладе Павлова, отметив, что, по результатам недавнего опроса, за полигамию выступают 81% чеченских юношей и только 11% девушек.
Анализ полученных ответов показал, что аргументы «за» мотивированы сознанием религиозной разрешенности этих браков и практическими соображениями, а аргументы «против» демонстрируют реальные живые чувства опрошенных. При этом нередко реальные чеченские полигамные семьи показывают образцы добрых отношений между женами.
О многоженстве говорила и Заира Тлехурай, преподаватель кафедры археологии, этнологии, древней и средневековой истории Кубанского госуниверситета. Она в числе прочего рассказала о примерах многоженства в наши дни, виденных ею в горных селениях. «Двоеженец, как правило, содержит жен в отдельных домах, причем постоянно живет с одной, регулярно посещая другую. Отношение к этому в целом негативное. На уровне описания и группового сознания вторых жен считают их временными женами либо просто любовницами. Многоженцы встречаются среди мужчин со средним и ниже среднего уровнем достатка», — рассказала Тлехурай.
Так, в Адыгейске мужчина взял вторую жену, даже не имея постоянного заработка. Женатый молодой человек взял в жены достаточно обеспеченную женщину, и та его практически содержит. За счет материальной помощи второй жены он обеспечивает первую жену и ее детей.
А Замза Кодар, директор НИИ социальных и гендерных исследований Казахского государственного женского педагогического университета в Алма-Ате, говоря о сексуальности мужчины и женщины в современном обществе, отметила, что на постсоветском пространстве эта тема только-только становится предметом дискуссий: «Мы теперь можем называть своими именами все, что боялись называть в прошлом». Главное, что, по мнению Кодар, изменилось в наши дни, — у женщины появилось право выбора.
«Раньше всё определял культ отца, культ мужа, мужчина решал всё. Теперь это не так. У нас распадается каждый третий брак, причем инициатором развода становится женщина. Она не хочет терпеть мужа-насильника, мужа-алкоголика», — отметила исследователь из Казахстана.
На Кавказе до сих пор существует умыкание невесты. А у нас девочку украли, причем парень ее не тронул, привез к своей маме: «Ты же хотела, чтобы я женился!» А девушка похитителя посадила на семь лет.
Видео
Мадина Текуева, доктор исторических наук
Видео: Юлия Верниковская/SmartNews
В числе тенденций последнего времени отмечалась проблема арабизации кавказских женщин. Так, президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» кандидат политических наук Саида Сиражудинова заявила: «Есть основания утверждать, что в последние годы происходит арабизация кавказских женщин. Если раньше был силен традиционализм, то сейчас с каждым днем возрастает роль религиозного фактора. Но приоритет ислама над традиционализмом неодинаков на Северном Кавказе. В Дагестане, например, роль религии усиливается с каждым днем».
Она отметила, что в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии пусть с трудом, но идет трансформация гендерного сознания. А наиболее тяжелое положение у женщин в Ингушетии, которые бесправны и фактически не имеют права на второй брак.
Преподаватель КБГУ кандидат исторических наук Лариса Гукетлова проанализировала изменение гендерных идеалов на примере нальчикского студенчества. Она рассказала, как первокурсницы, чтобы влиться в молодежную среду, по-европейски одеваются, носят мини и используют агрессивный макияж, но уже к старшим курсам, когда наступает «критический брачный возраст», корректируют поведение, надевают макси и повязывают косынки.
Это говорит о том, что меняется круг общения, снижается давление семьи и друзей, увеличивается давление со стороны предполагаемого супруга и желание соответствовать его гендерному идеалу.
Один из организаторов конференции доктор исторических наук, профессор кафедры культурологи, этнологии и истории КБР КБГУ Мадина Текуева отметила, что Кавказ сейчас находится на столкновении потоков с Востока и Запада.
«Половина женщин оголяется, половина укутывается… Но ведь и то и другое нам чуждо! Какое-то недоразумение просто на нас свалилось: девочки, вчера ходившие в коротких юбках, надевают хиджабы. Наши верующие бабушки, совершавшие намаз, никогда так не одевались», — сказала Текуева.
О том, какие черты женщина Кавказа приобретет в будущем, она говорила очень осторожно: «Это сложный вопрос. За будущее всегда опасаешься. Страшно, что сила двух потоков нас просто раздавит. Но, думаю, мы выдержим давление. Вселяет надежду ренессанс национальных искусств, интерес и любовь к родному языку, возрождение идеалов в гендерном отношении».
Идеалы возрождаются, но их полного возврата не будет. Наше спасение — войти в будущее со старым багажом и постараться адаптироваться.
— Все сложно, все меняется, тенденции разноплановые. Думаю, что сущность кавказской женщины позволит ей комфортно существовать в новом обществе, у нее уже появляется равноправие с мужчинами, экономическая независимость, когда она может содержать и себя, и детей. Многие горянки добиваются в жизни значительного успеха. Но ни одна не сможет отказаться от традиционных нормативов поведения, и стереотипы — своеобразная опора кавказской женщины.
Нужно учитывать тот факт, что на Кавказе живут совершенно разные народы.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе