Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарии упорядочило правила проведения похоронных обрядов на территории республики. Теперь все этапы погребения, по словам служителей ДУМ, оговорены и расписаны в соответствии с нормами ислама.
Несмотря на то что установки ДУМ Кабардино-Балкарии носят рекомендательный характер, в мусульманских семьях начинают потихоньку отказываться от многого, что раньше казалось обязательным.
Когда я собиралась пойти выразить соболезнования хорошей знакомой, кабардинке, у которой умер муж, соседи, тоже кабардинцы, меня предупредили: не вздумай давать деньги, это теперь не принято. На мой вопрос, почему десятилетиями было принято приносить деньги в семью умершего, а теперь нет, мне ответили: «Духовное управление не советует».
Заместитель председателя Духовного управления мусульман КБР Анзор Емкужев сообщил SmartNews, что запрещается только составление родственниками умершего списков соболезнующих. В таких списках обычно раньше указывалось, кто сколько денег семье принес, и потом в соответствии с этими списками осуществлялась раздача поминальных пакетов с продовольствием.
Это не имеет ничего общего с исламом. Надо отучать людей от составления списков с указанием сумм, кто сколько дал.
Однако, уточнил Емкужев, родственникам и близким людям не возбраняется помочь семье умершего в той или иной форме, если это делается не по обязанности, а от души. «Искренние пожертвования из благих побуждений только приветствуются. Можно поставить во дворе деревянный ящичек для садаки (пожертвований. — Ред.)», — объяснил Емкужев.
По словам заместителя председателя ДУМ КБР, бороться приходится и еще с одним обычаем. Было заведено, что родственники умершего после похорон забивали скот, чтобы раздавать мясо или угощать людей в память о покойном. Иногда людям приходилось резать последнюю корову или влезать в долги, лишь бы окружающие не подумали о них плохо, не сочли скупердяями. «Сейчас имамы объясняют родственникам покойных, что вовсе не обязательно резать скот, можно просто совершать благие поступки: помочь сиротам, оказать содействие в строительстве мечети и так далее», — говорит Анзор Емкужев.
Он объяснил, что постановление «Об упорядочении похоронных обрядов мусульман» было издано еще в 2004 году. Текст постановления раздали имамам, но, поскольку большинство из них консервативны, поддержку населения священнослужители обеспечить тогда не смогли.
Поэтому не так давно было принято решение постановление это переработать, снабдив подробными объяснениями. Мы стараемся популярно донести суть документа до мусульман республики. Вот поэтому и начались разговоры, что деньги на соболезнования носить теперь не принято.
Отвечая на вопросы корреспондента SmartNews, Емкужев рассказал, что для покойного, согласно исламу, нужны три облачения: покрывало, саван и хамис — рубаха из куска ткани, сложенного пополам. Могильный памятник должен быть скромным, без изображений. «Расточительство не приветствуется. Человек создан из земли и в нее же уходит», — подчеркнул Емкужев.
Однако случается, что покойного мусульманина не хоронят в земле, а кладут в специально построенный склеп. Так было в Приэльбрусье: знаменитый альпинист и охотовед, работник управления охотничьего хозяйства при Совете министров республики, инициатор создания национального парка «Приэльбрусье» и государственного заповедника Центрального Кавказа Хусейн Залиханов умер в 2003 году. За несколько лет до этого он, предчувствуя кончину, спроектировал и построил во дворе своего дома в поселке Тегенекли каменный склеп, такой, как строили в прошлые века его предки, и завещал близким положить его туда. Так они и поступили, причем заходить внутрь склепа с тех пор имеет право только вдова покойного.
Насколько я знаю, в древности у балкарцев была традиция хоронить в склепах. Конечно, сейчас ее никто не придерживается.
Я помню рассказ дедушки о том, что в старину в горах в такие склепы уходили жертвы эпидемий, чтобы обезопасить односельчан.
Анзор Емкужев заметил, что бывают случаи, когда покойный мусульманин лежит в склепе, ему тоже известны такие примеры. Иногда его кремируют, иногда хоронят в гробу, случается, и в цинковом, бывают разные ситуации. «Однако у каждого есть душа из света Всевышнего, тело, которое пришло из земли, потом туда же и уходит, а затем восстает, и семена, которые дают ростки под дождем, который случится за 40 дней до Судного дня», — подчеркнул Емкужев.
Под этим дождем семена прорастают независимо от того, как погиб человек. Есть аят в Коране, говорящий о том, как семя человека, находящееся в хребте, прорастет из земли под дождем, который незадолго до Судного дня покроет землю водой на 12 локтей и выше.
Видео
Обряд погребения в исламе. Islam's burial
Видео: jazter2006/youtube.com
Да акая разница? умершего уже не вернуть, можно просто почтить память, без всех этих заморочек.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе