Иллюстрация из книги «Тайна амузгинского булата» Фото: Нелли Шестопалова
В Дагестане в селе потомственных оружейников Гаджи Курбанкадиев — единственный клиночный мастер, который кует оружие по древней технологии своих предков. Корреспондент SmartNews встретился с известным клиночником и узнал его профессиональные секреты.
Для офицеров царской России носить холодное оружие, сделанное умельцами из Дагестана, считалось престижным и почетным. Говорят, первое, что делали русские военные, оказавшись на Кавказе, — заказывали у лучших дагестанских кузнецов саблю, шашку или кинжал. Изготовлением холодного оружия в Дагестане занимались многие, но лучшими оружейниками по праву считаются жители аула Амузги. С древних времен здесь делали клинки, известные во всем мире. Корреспонденту SmartNews удалось побеседовать теперь уже с единственным выходцем из знаменитого села, который продолжает ковать оружие так, как это делали его предки.
В это сложно поверить, но свой первый кинжал Гаджи выковал, когда ему было за сорок. За плечами была успешно складывающаяся карьера фотографа, персональные выставки, жизнь вне Дагестана, возвращение на родину, совершенно другие увлечения, мечты и стремления.
Конечно, отец в свое время привил Гаджи кое-какие навыки работы с металлом, но это было давно, еще в детстве. И кроме того, отец лишь выполнил свой долг, научил сына азам мастерства, а все остальное Гаджи предстояло познать самому. К его решению вернуться к делу предков многие отнеслись весьма скептически. Друзья и родные не верили, что можно в один прекрасный день бросить всё и заняться таким сложным ремеслом.
Даже мой собственный отец не верил, что у меня получится. Ты что, говорил, вздумал после фотоаппарата в руки молот взять?
В свое время действующая власть вынудила амузгинцев отказаться ковать клинки. И это стало настоящей трагедией для жителей села, ведь ничего другого они делать просто не умели, да и амузгинская земля не годилась ни для земледелия, ни для животноводства. Слава амузгинцев потихоньку сходила на нет. А позже и вовсе заговорили о том, что мастерство великих оружейников утеряно. Однажды в руки Гаджи попал журнал «Вокруг света». В одной из статей как раз говорилось об умелых амузгинцах. При этом автор утверждал, что они забыли секрет своих клинков. Статья запала в душу тогда еще фотографа Гаджи и не давала покоя. Он стал расспрашивать у отца о родовом клейме, искать его в каталогах, вспоминать то, чему учил отец, и потихоньку обустраивать кузню. Пазл сложился. Отступать было некуда.
Фото: Дагестанская правда
В моей голове всегда был уголок, куда ничего не укладывалось. Эта пустота как будто предназначалась для чего-то важного, мне пока неизвестного. Теперь мне понятно, для чего мое подсознание приберегло уголок.
Родовое клеймо Гаджи Курбанкадиева известно с XVIII века. Его дед Магомед Куцы был известным мастером, и его работы в начале ХХ века выставлялись на Международной выставке в Париже. Начинал работать Гаджи в лихие 90-е. Выкручивался как мог. Искал на стройках остатки арматуры, которую потом плавил. Чтобы сэкономить на покупке угля, собирал ветки и бревна и делал его сам. Инструменты он унаследовал от отца.
Поначалу Гаджи был так увлечен, что я специально стала вечерами звать гостей, чтобы он хоть ненадолго выходил из своей кузни. Правда, в то время накрыть стол тоже было непросто. Но как-то выходила из положения.
Хадижат не просто верила в мужа, но и помогала ему как могла. Отправляла его вечерами спать, а сама сидела у печи, заготавливала дрова, топила печь, делала уголь. Гаджи даже доверял жене вырезать канавки на лезвиях.
Это сейчас я только домом занимаюсь, а раньше дел было невпроворот. И работа, и дети, и Гаджи помочь нужно было.
В кузне лишние рабочие руки никогда не мешали, так что супруга меня в свое время очень поддержала. И морально, и физически.
Все свои работы мастер Гаджи помнит и точно знает, что для кого делал и когда.
Нет у меня любимых, запомнившихся или, наоборот, нелюбимых. Я их все люблю. Это же дело моих рук. Я в них вложил часть души.
К нему не раз просились в ученики, предлагая за это немалые деньги, но Гаджи в этом вопросе остается непреклонным. Он чтит традиции односельчан, которые не передавали секретов мастерства посторонним. Амузгинцы никогда не учили чужаков ковать оружие. Мастерство передавалось из поколения в поколение. От отца к сыну. И только устно. Эксперты и историки твердят о том, что амузгинские мастера владеют неким секретом стали. По словам мастера, секрет заключается в особой многоэтапной технологии изготовления клинка, но все же главным Гаджи считает другое умение.
Настоящий мастер видит металл изнутри. Это некая подсознательная связь с металлом, он горит у тебя в руках, словно живой, подсказывает, как с ним обращаться. Амузгинцы рождаются с этим даром, впитывают его с молоком матери. Вот и весь секрет.
Однажды Гаджи даже было видение. Он сидел у окна в кузне, расстроенный тем, что работа не спорилась.
Я понимал, что что-то делаю не так. Несколько раз начинал сначала, но безрезультатно. И вдруг то ли уснул, то ли провалился куда-то, но у меня сложилось четкое ощущение того, что я вместе с клинком вхожу в печь, вижу свою работу изнутри. Не знаю, сколько это продолжалось, но после того, как я пришел в себя, понял, в чем была моя ошибка.
Гаджи рассказывает, что после случившегося не работал неделю. И все думал о том, что произошло. Тогда же мастер Гаджи и постиг важную истину ремесла оружейника: совершенство амузгинского клинка определяется гармонией его составных частей. Сегодня Гаджи Курбанкадиев — известный и высокооплачиваемый мастер, чьи работы разошлись по всему миру. У него заказывают клинки дагестанцы, гости из разных регионов России и из-за рубежа.
Мою работу даже Бушу-младшему дарили. Мои клинки есть в Кувейте, в Сирии, в нескольких европейских странах.
Все, что делает мастер-оружейник Гаджи Курбанкадиев, — это авторские работы, изготовленные по индивидуальным заказам. Заказчики к нему приходят разные: важные чиновники, известные коллекционеры, просто друзья и незнакомые.
Один мой заказчик наобум прилетел из Питера в Махачкалу, нашел таксиста, который меня знает, и пришел ко мне в дом. Сделал заказ и в тот же вечер улетел обратно.
Про своих заказчиков Гаджи может рассказывать долго. Например, однажды к нему пожаловал какой-то чиновник с массой вооруженной охраны, которая в целях безопасности перекрыла улицу, на которой живет мастер. После того как важный гость уехал, в дом к кузнецу потянулись взволнованные соседи. Они пришли убедиться, что с Гаджи все в порядке, потому что подумали, что в доме происходит спецоперация по задержанию оружейника.
Несмотря на популярность, благосостояние, все официальные и неофициальные регалии, Гаджи уверяет, что ему есть куда расти и к чему стремиться в профессиональном плане.
Иллюстрация из книги «Тайна амузгинского булата» Фото: Нелли Шестопалова
Плохо, когда мастер начинает считать, что достиг совершенства. Гордыня еще никого до добра не доводила.
У Гаджи подрастает сын, которому он потихоньку передает тонкости древнего мастерства изготовления клинков. Ему бы хотелось, чтобы Курбанкади, который носит имя своего деда, тоже кузнеца-оружейника, в будущем продолжил дело предков.
Любой мастер мечтает о том, чтобы ученик превзошел его, и в моем желании нет ничего особенного. Но настаивать и давить на сына я не буду. Он сам решит, нужно ему это или нет. Сейчас он мне помогает, многое уже знает, и это главное.
Раньше сына из кузни было не выгнать. Сейчас немного остыл, видимо, другие интересы появились, но думаю, что тяга к металлу, с которой рождаются амузгинцы, однажды даст о себе знать.
Хороших мастера такого класса сейчас мало, так что работа Гаджи должна быть востребована.
таких людей нужно ценить и уважать, их талант, трудолюбие заслуживают огромного уважения. Работа тяжёлая, не каждому металл поддаётся.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе