Чеченские похороны — традиция, которая не меняется на протяжении многих веков. Похороны в Чечне — это не только проводы покойного в последний путь, но и встреча дальних родственников. Если человек не пришел на свадьбу к родным, его простят, но на похороны обязан прийти каждый.
В Чечне не прийти на похороны к соседу или дальнему родственнику считается не просто плохим тоном, а скорее оскорблением. Все обязаны посетить печальную встречу, чтобы вспомнить о добрых делах покойного и обсудить разные насущные вопросы.
У всякого народа свои правила похорон. Даже у живущих по соседству народов Кавказа эти правила существенно отличаются. У чеченцев и ингушей проходит все сдержанно. У кумыков, например, мужчины, которые приходят на соболезнование, плачут. У осетинов тоже плачут. У адыгов это целый ритуал: идущий впереди кладет руку на плечо рядом стоящему.
Проводы человека в последний путь у чеченского народа сохранились в своем первозданном, архаичном виде. Если в селе кто-то умирает, то все люди собираются, чтобы выразить соболезнования, оказать моральную поддержку, а если надо — и материальную помощь. Семья открывает настежь ворота или двери, показывая тем самым, что в этом доме горе. Во дворе хозяина собираются мужчины, к которым приходят почти все взрослые соседи, родственники, односельчане. Получается, что во время похорон одновременно втречаются люди, которые при других обстоятельствах могут и не увидеться. Поэтому часто на похоронах обсуждают вполне мирские дела, решают насущные проблемы, договариваются о делах на будущее.
Я стал замечать, что сейчать на похоронах часто решают какие-то свои насущные проблемы, говорят о мирских делах, о завтрашнем дне, хотя никто не может сказать доживет он до него или нет. Я часто бываю на похоронах и могу сказать, что все-таки изменения коснулись этой традиции. Раньше, лет 30–40 назад, траурные мероприятия по поводу кончины человека могли затянуться на неделю, на две. Сейчас за 2–3 дня все заканчивается, люди возвращаются к своему обычному укладу жизни. Тем не менее обряд похорон для всех чеченцев очень важен и очень чтим.
В похоронном обряде значительное место занимает сам процесс выражения соболезнований. Если человек много времени отсутствовал дома, то по возвращении все равно обязан посетить близких умершего и высказать слова сожаления. Иногда люди вынуждены много дней подряд обходить дома односельчан, у которых произошло горе, выражая слова сочувствия и соболезнования.
Если сказать так, навскидку, я в месяц бываю на трех-четырех похоронах. И это — в одном моем районе. С отцом в молодости часто ездил, вернее его возил. Он не пропускал ни одних похорон. И всегда приходил на них одним из первых. В то время даже не было телефонов, а ему сообщали с утра.
Считается, что на свадьбу приходить необязательно, за это не обидятся, а посетить похороны — долг каждого.
Интересно, что роли на похоронах разделены. Плакать и стенать принято у женщин. Мужчины высказывают скупые соболезнования, помогают с текущей работой: расставляют столы, договариваются с гробовщиками. Обычно в соседнем от дома покойного жилище собираются женщины, которые словами утешения, сочувствием или громким плачем разделяют горе тех, кто потерял близкого человека. Конечно, в каждом случае гости оплакивают, главным образом, своих ушедших, но эти коллективные стенания психологически помогают пережить горе.
На похороны у нас часто ходят. Место, где собираются женщины, оно всегда в соседнем дворе обычно бывает. Ну, женщины плачут, потом разговаривают о жизни, о том о сем. На всякие темы разговаривают. Обсуждают кого-то, что-то. Ну, мы же женщины. Не можем по-другому.
У нас ведь даже есть анекдот по поводу похорон. Муж видит жену, которая куда-то наряжается. Узнав, что она на похороны, он запрещает ей идти туда. Жена обижается, естественно, и говорит: «Вот почему мне, как другим, даже на похороны нельзя сходить, развеяться?».
Такие будничные похоронные мероприятия, как поиск места на кладбище, рытье могилы, подготовка усопшего к преданию земле, полностью берут на себя родственники, причем у каждого села есть свои родовые кладбища, поэтому никогда не возникает проблемы, где хоронить. Нет также более престижных и менее престижных кладбищ или мест захоронения. Каждого усопшего предают земле там, где лежат его родственники, или на свободном пространстве. В этом вопросе проявляется редкое равноправие и демократичность, несмотря на статус или регалии умершего.
Видео
Похоронный обряд в селе Ачхой-мартан. 1994 год
Похвально, что хоть где-то чтут традиции. Сразу возникает уважение к этому народу.
Очень похожий обычай и в русских деревнях.Также собираются все близкие помогают мопекщрально,и если надо,материально,заботятся об организации похорон (гроб,могила).Только в самое последнее время стали прибегать к услугам ритуальных служб.
8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе