С ноября в Чечне основам мусульманской религии обучают даже в детсадах. Недавно в министерстве ЧР по национальной политике, печати и информации состоялась встреча новых завучей с видными богословами, учеными, деятелями культуры и искусства. Сделано это было для того, чтобы выработать общее направление учебного процесса в духовно-религиозном направлении.
С начала этого учебного года в общеобразовательных школах Чеченской Республики по инициативе Рамзана Кадырова введена должность заместителя директора по духовно-нравственному воспитанию. Ее занимают лица, имеющие духовное образование и прошедшие аттестацию в муфтияте. Также с нового учебного года в расписание уроков включены предметы «основы Ислама» и «история религий».
Введение новой должности и новой дисциплины — поворотный момент в системе нашего образования. Без серьезного внимания к проблемам духовного воспитания невозможно выработать у молодежи основополагающих ценностей: патриотизма, толерантности, физического и морального здоровья. Новшества вызваны тем, что в последнее время педагоги и родители заметно ослабили свое влияние, потеряли контроль над своими детьми, их досугом. Отныне процесс учебы тесно будет связан с вопросами духовно-нравственного воспитания.
В муфтияте республики уверены, что преподавание основ религии в дошкольных учреждениях «является богоугодным, благим делом». Инициатором нововведения стал глава республики Рамзан Кадыров, указ уже подписал и. о. мэра Грозного Ислам Кадыров.
Всего за пару недель на конкурсной основе будут подобраны и преподаватели предмета, которые получат благословение от Духовного управления мусульман Чечни и будут учить детей намазу, чтению на арабском языке, религиозным обрядам.
Введение новшества в чеченских школах, по мнению многих наблюдателей, продиктовано необходимостью повлиять на подростков и оградить их от влияния чуждой идеологии. Многие из них уверены, что, наряду с пропагандой экстремизма, дети могут попасть и под тлетворное влияние западной идеологии, часто граничащей с вседозволенностью. В такой ситуации власти должны участвовать в формировании человека как ценного члена общества.
Сегодня в мире идет борьба за души людей, так называемая западная цивилизация навязывает исламскому миру идеи вседозволенности, эгоизма, стремится лишать людей своей религиозной и национальной идентичности. Ислам — религия мира, терпимости, ни в коей мере не задевает чувства приверженцев других верований, относится с уважением к представителям других наций и конфессий. Новые заместители директоров школ должны ставить в своей работе особый акцент на привитие учащимся веротерпимости, толерантности.
Все беды, обрушившиеся на чеченский народ в последние двадцать лет, привели к моральной деградации значительной части молодежи, увлечению ею такими вредными привычками, как наркомания, алкоголизм. Юноши и девушки зачастую не слушаются родителей, учителей, старших. Тем более актуальной стала проблема усиления внимания к вопросам духовно-нравственного воспитания.
За годы войн и хаоса молодежь отвыкла от общественно-полезного труда, а всякого рода гуманитарная помощь от международных организаций породили иждивенчество, праздность.
Не могу не отметить пагубность такого явления, как массовая эмиграция чеченцев в страны Запада и Востока. Жизнь на чужбине способствует отчуждению чеченцев от Родины, от своих национальных корней, забвению своих традиций, обычаев, духовному растлению.
Родители и учительский состав школ утверждает, что введение новых предметов и назначение на посты заместителей директоров завучей-алимов — своевременная мера.
Руководство нашей школы с энтузиазмом восприняла введение нового предмета. Нововведение приветствуют и родители учащихся. Новая дисциплина читается для учащихся пятых классов и будет преподаваться до окончания детьми средней школы. За два месяца не было случая пропуска моих уроков без уважительной причины. Я пытаюсь довести до детей важность духовно-нравственных ценностей, убедить их в том, что человек верующий, к какой бы конфессии он ни принадлежал, не будет делать зла другому, совершать неблаговидные поступки, быть непорядочным, нечестным, грубым, равнодушным. У нас в школе учатся только мусульмане, поэтому особое внимание уделяем его основам и канонам. В старших классах приступим к изучению Корана.
Ввод новой должности и нового предмета является очень нужным и важным делом. Тем самым родителям оказывается реальная поддержка в воспитании у детей духовности, приобщении их к религии, традициям и обычаям своего народа. Признаю, что не всегда у родителей получается заниматься должным воспитанием детей.