Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что республике очень не хватает учителей русского языка, а также русскоговорящих педагогов. Для многих детей, особенно тех, которые живут в горных районах республики, он не родной. Учителей, способных преодолеть языковой барьер, в регионе мало. Поэтому на помощь зовут педагогов со всей России. Им здесь обещают особые условия.
Рамзан Кадыров обратился через журналистов к русскоговорящим педагогам страны: глава Чечни пригласил всех желающих приезжать на работу в республику. В одном из последних интервью он рассказал, что в Чечню уже приехало более 70 русскоговорящих учителей. На сегодняшний день для них созданы специальные условия: все педагоги обеспечены жильем.
Проблемы с русским языком особенно остро испытывают жители горных районов Чечни, где в основном живут коренные чеченцы. Русскую речь местные дети слышат редко, учителя на уроках чаще говорят на понятном родном языке, поэтому приезжих учителей просят поработать именно здесь. Для новых специалистов строят дома, а школы оснащают техникой и интернетом.
За последние несколько лет в Чечню всего приехало около 70 учителей из различных регионов России. Для того чтобы трудоустроиться в чеченской школе, учителю достаточно зайти на сайт нашего министерства и выбрать себе подходящую вакансию и населенный пункт. С нашей стороны мы гарантируем оплату соответственно его стажу и разряду. Жилищную площадь и обустройство на новом месте берут на себя муниципальные органы власти на местах. Кроме того, для учителей это возможность поработать в горных районах, здесь хороший климат, что очень полезно для человеческого организма. В ближайщие три года в Чечне будет построено 32 школы. И для работы в них необходимо полторы тысячи учителей.
На сегодняшний день у нас в школу приехали две учительницы из-за пределов республики. Одна приехала из Амурской области, другая из Подмосковья. Одна — учительница истории, вторая — учительница русского языка и литературы. Есть еще одна, чеченка. Она преподает английский язык. Всего у меня три учителя приезжих. Любой язык развивается, если на нем говорить. И если носитель русского языка будет учить ему детей, то они лучше будут усваивать его.
Все проблемы, связанные с жильем и обеспечением на новом месте, решаются исключительно за счет местных властей. Положение приезжих учителей держит на личном контроле министр образования республики. Для приезжих учителей строят учительские дома. В квартирах есть отопление, подведены все коммуникации.
В 2009 году была программа, согласно которой тем учителям, которые согласятся работать в отдаленных районах, выплачивали солидные премии. Сейчас, к сожалению, программа не работает. Они получают такую же зарплату, как и другие учителя. Согласно закону об образовании таким учителям выплачивается единовременная денежная помощь в размере 22 тыс. рублей. С нашей стороны мы им помогаем с жильем и обустройством. Министр два раза в неделю сам лично звонит и интересуется.
О проблеме с русским языком в Чечне говорят немало. Многие эксперты уверены, что всё из-за отсутствия языковой практики. Вместе с этим уехавшие много лет назад из Чечни русские пока обратно возвращаться не спешат.
— В советское время мы изучали русский язык по русской литературе. В Чечне был русский язык даже чище, чем во многих русских регионах, он был лишен жаргонных пластов. Чеченские дети, читая русскую литературу, могли понимать русских как людей, как цивилизацию. Поэтому они были готовы к контакту. Если человек прочитал Достоевского, нельзя сказать, что он ничего не понимает о русском народе. Что может Чечня предложить адекватное взамен? У нас есть два великих чеченских писателя — Лермонтов и Толстой. Других нет. Они писали на русском языке, но очень чеченские по духу писатели. Особенно Лермонтов.
Между тем на сайте Министерства образования и науки Чечни большой выбор вакансий для учителей по самым различным предметам. Остро не хватает учителей по русскому и иностранным языкам, особенно носителей русского языка.
Проблема, конечно, очень большая в знании русского языка. Дело в том, что в школе практически в основном говорят на родном языке. Поэтому, когда начинаешь работать, о младших и не говорю, даже у старшеклассников очень плохое понимание русского языка. Дети плохо понимают, о чем говорит учитель на русском языке. Нужно, чтобы русскоязычное население, во всяком случае учителя русского языка, здесь появились. Учителей, которые приезжают, поселяют в так называемые учительские дома со всеми удобствами.
В целом, насколько я знаю, в Чечню приехало около 70 человек учителей. В нашу школу приехало двое. Тут нас ждали. Выстроили дом на две квартиры. Катерина приехала с Дальнего Востока, из Благовещенска, и я. Занимаем по квартире: у меня однокомнатная и у нее. Меня радует эта программа «Возвращение русскоязычных учителей». Я думала, что это касается только молодежи, но выяснилось, что ограничений по возрасту нет.
В городе дети уже в начальном классе приходят с неплохим русским языком. Это те, кто ходили в детские садики. Те же дети, которые из сел и районов приехали, те действительно в основном говорят на чеченском языке. Я поддерживаю, что сюда приезжают из регионов учителя. Главное — это психологический момент. Например, ученик, зная, что я чеченка, сам не замечая, переходит на чеченскую речь. Замечания не помогают. А с русской учительницей хочешь не хочешь — придется говорить на русском языке.
Вопрос обеспечения русскоязычных учителей всем необходимым для жизни под контролем держит руководство республики. Рамзан Кадыров сам лично интересуется этим.
Вместе с этим поводы для беспокойства действительно есть. Некоторым школьникам трудно пересказать даже небольшой отрывок произведения на русском. В первом классе в сельской средней школе все еще читают по слогам. Словарный запас у детей небольшой, новым учителям чаще приходится говорить на языке жестов.
В прошлом году по результатам ЕГЭ минимальный балл по русскому языку в Чечне не смогли набрать около 30% учеников. Экзамен по русскому языку не сдали 3657 учащихся из 8844 человек. Максимальный результат получила только одна выпускница грозненской гимназии.
Видео
День учителя в Чечне
Видео: Минобрнауки Чеченской Республики/youtube.com
что и говорить начинание безусловно полезное… такие бы условия для всех учителей в стране создали — тогда бы и уровень образования наверняка бы повысился
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе