На высоте 2 тыс. метров. На Кавказе построят автотрассу до Черного моря

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Виктор Клюшкин/ИТАР-ТАСС

На Северном Кавказе заговорили о строительстве автомобильной дороги, которая могла бы связать горную часть с черноморским побережьем. Если проект будет реализован, самая высокогорная часть пути будет проходить на высотах выше 2 тыс. метров. Таких автомобильных дорог в стране еще нет.

После завершения зимней Олимпиады в Сочи на юге страны и в Северо-Кавказском регионе продолжат реализовывать крупные проекты, так или иначе связанные с туризмом и спортом. Об этом уже заявили первые лица страны. Одной из идей на повестке дня перед началом олимпийской стройки было строительство автомобильной дороги Черкесск — Сухум, которая свяжет республики Северного Кавказа и Абхазию и тем самым откроет Северо-Кавказскому региону дорогу к берегу Черного моря.

Предполагается, что самая высокогорная часть пути будет проходить на высотах выше 2 тыс. метров. Длина трассы составит около 270 километров. Таких автомобильных дорог в стране еще нет.

Еще в 1998 году была проведена первая экспертиза возможности восстановления дороги. Участники экспертной группы даже нашли русскую женщину, которая в детстве, в 1945 году, вместе с отцом на полуторке переезжала через Военно-Сухумскую дорогу. Обещал восстановить дорогу на Сухум и Борис Березовский, когда баллотировался от КЧР в Государственную думу России. И наконец, в 2010 году в ходе межрегиональной конференции партии «Единая Россия» по социально-экономическому развитию Северного Кавказа, проходившей в Нальчике и Кисловодске 5–6 июля, будучи тогда премьер-министром, Владимир Путин заявил, что одним из приоритетов развития транспортной инфраструктуры на Северном Кавказе является восстановление Военно-Сухумской автомобильной дороги.

Прислала
Нелли Шестопалова

Военно-Сухумская дорога — это древний горный тракт, караваны с грузами пересекали Главный Кавказский хребет еще в римскую эпоху. Попытка организовать здесь автомобильное движение была предпринята в первой половине 40-х годов прошлого века, во время Великой Отечественной войны, но сложности с освоением рельефа помешали тогда воспользоваться преимуществами этой дороги. В более позднее советское время здесь пролегал один из самых популярных в стране горных туристских маршрутов.

Самая высокогорная часть пути, на высотах выше 2 тыс. метров, не доступна никакому автомобильному транспорту. Но и со стороны Карачаево-Черкесии, и со стороны Абхазии к высокогорному перевалу подступают автомобильные дороги по обе стороны Главного Кавказского хребта. У проекта есть как сторонники, так и противники. На данный момент против выступает официальный Сухум. Президент республики еще два года назад высказался по этому поводу.

Я, как гражданин и руководитель республики, против этого проекта, поскольку, Кодорское ущелье для нас — уникальный природный памятник. Мы должны сохранить его в первозданном виде. Вот мое твердое убеждение.

Президент Абхазии Александр Анкваб говорит о том, что дорога пройдет через заповедные места с совершенно дикой природой, которые никогда не видели урбанизации. Но в Абхазии политическая позиция по этому вопросу может меняться в зависимости от текущей конъюнктуры.

Сергей Багапш, предшественник Анкваба на посту президента республики, был сторонником проекта. И в абхазском обществе, и в республиках Северного Кавказа, где живут родственные абхазам народы — абазины, черкесы и кабардинцы, очень много желающих поддержать строительство дороги.

Экономические выгоды в данном случае будут способствовать репатриации соотечественников (абхазов, черкесов и т. д.) на историческую родину. Будут решаться проблемы с демографией, поскольку развитие подразумевает рост качества жизни, люди будут заняты делом. Я вижу только положительные тенденции в связи со строительством этой дороги.

Сейчас добраться из республик Северного Кавказа на побережье Черного моря можно только по дороге через Краснодар, это крюк длиной больше 300 километров. Поэтому с экономической точки зрения запуск новой дороги, безусловно, полезен.

— После Олимпиады ценность такого проекта, как Военно-Сухумская дорога, может возрасти. Этот опыт, может быть, повлияет и на опасения абхазской стороны. Но другое дело, что в России акцент делается на крупных проектах, требующих больших инвестиций. А здесь, чтобы регион мог получить за счет этого очевидные преимущества, надо развивать вдоль дороги малый частный бизнес. Хотя понятно, что автомобильная магистраль — это всегда большие деньги. Но нужно сделать так, чтобы этот проект был интересным всем.

Видео

Военно-Сухумская дорога. Мерхеул. Абхазия

Видео: Марина Спасёнова/youtube.com

Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Горная дорога, напрямую ведущая с Северного Кавказа в Абхазию выгодна во многих отношениях: экономическом, политическом, военном. Да и железнодорожную ветку можно параллельно проложить. Но тут надо просчитать выгоду этой стройки и сравнить с затратами. Да и о сейсмической безопасности и природе Кавказа не грех подумать. А потом уже из нескольких вариантов Транскавказской дороги выбрать один самый лучший, удовлетворяющий всем условиям.

Автор

Антон Кривенюк

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Рафаєль В. Макаров, Ксения Гагай

6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Станислав Родин 4 марта 2014, 09:46

А почему против? аргументы неубедительны. Связать горные районы с морем - это было бы просто отлично.И инфраструктура, и работа появятся же...

Тарас Алюшников 4 марта 2014, 10:04

Кстати, эта трасса будет очень выгодна не только для туристов, но и использоваться в военных целях, что немаловажно.

Павел Юдкин 4 марта 2014, 10:05

Кстати, а как к этому отнеслись все наши южные соседи? Они то будут сразу какой-то подвох чувствовать...

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 4 марта 2014, 22:26, Изменено: 5 марта 2014, 19:27

Горная дорога, напрямую ведущая с Северного Кавказа в Абхазию выгодна во многих отношениях: экономическом, политическом, военном. Да и железнодорожную ветку можно параллельно проложить. Но тут надо просчитать выгоду этой стройки и сравнить с затратами. Да и о сейсмической безопасности и природе Кавказа не грех подумать. А потом уже из нескольких вариантов Транскавказской дороги выбрать один самый лучший, удовлетворяющий всем условиям.

Артур Чолакян 5 марта 2014, 12:52

опасаются притока исламских экстремистов в абхазию с северного кавказа. вот главная причина.

Рашид Мугу 5 марта 2014, 18:44

ещё в 1968 году начинали строить а.д Майкоп-Дагомыс, построили чуть дальше Даховской и прекратили. С 1998 возобновили, есть 6-8 вариантов,но дальше разговоров-дело не идёт. Наверное нет денег,если 40 км от Сочи до Красной поляны обошлось в несколько млрд, то 270 км не потянет дорожный фонд,с учётом воровства.

Добавить комментарий

Новое на сайте