В Кабардино-Балкарии дождями и ветрами разрушается уникальное строение, которое называют башней аристократов Жабоевых. Она имеет статус памятника федерального значения, но это не спасает башню, возраст которой около 500 лет. Местные энтузиасты решили взять дело в свои руки.
Башня аристократов Жабоевых считается в Черекском районе Кабардино-Балкарии большой достопримечательностью. Ей уже около 500 лет. Краевед и экскурсовод, член Русского географического общества Тенгиз Мокаев уже несколько лет исследует башню, возведенную на горе в Хуламо-Безенгийском ущелье Черекского района республики, при этом с сожалением наблюдая, как стены становятся тоньше, а строение проседает.
Я уже знаю ее слабые места, знаю, где прошли трещины. Две большие трещины — в основании главной стены. Если с башней ничего не делать, она может простоять еще 10–20 лет. Точно сказать не могу, это должны определять специалисты. Уникальное сооружение нужно спасать.
Башня, когда-то возведенная в качестве сторожевой, находится на горе. Добраться до нее тяжело, однако она давала возможность осматривать окрестности и фиксировать появление врагов, с какой бы стороны они ни надвигались. Интересна и архитектура башни, сложенной из гранита. В качестве связующего вещества там использован цемент, состав которого ученые пока так и не могут определить. Не могут сказать и отчего именно в последние годы простоявшая столько столетий башня начала стремительно разрушаться.
Соседние башни Тотур и Ак-Кала тоже превращаются в развалины на глазах у жителей селения Безенги. Горько смотреть, как все это разрушается. В Кабардино-Балкарии, как и во всей стране, таких памятников единицы, а сейчас за их сохранностью никто не следит. Думаю, причина быстрого разрушения в том, что с начала ХХ века балкарцам было не до памятников: революция, войны, депортация. А так посмотреть — за ней раньше ухаживали, надстраивали, ремонтировали. Любое строение нуждается в заботе человека.
Однако жители ближайшего к башням селения Безенги сделать ничего не могут, хоть и больно им на это смотреть. Старинные строения имеют статус памятников федерального значения, и сами местные жители не вправе трогать эти башни. Да и средств нет.
Это Министерство культуры, считай, башни государственные, нам даже дотрагиваться до них нельзя. Когда-то их начали реставрировать, но потом работы свернули.
И действительно, в 2003 году в рамках федеральной целевой программы «Сохранение культурного наследия народов РФ» было начато финансирование работ по комплексному исследованию и реставрации восьми памятников археологии и архитектуры федерального значения, расположенных на территории Черекского и Чегемского районов КБР.
Да, помню, лет десять назад вроде начинали что-то делать. Я как раз приезжал к друзьям в Безенги, видел. Ученые смотрели, фотографировали, измеряли. Но это продолжалось недолго, потом все приезжие из этих мест пропали.
Между тем жители Хуламо-Безенгийского ущелья очень заинтересованы в том, чтобы уникальные строения сохранились. Они неотъемлемая часть этих удивительно красивых мест, пока, к сожалению, малопосещаемых. Глава Черекского района Махти Темиржанов рассказал, что туризм предполагается сделать основой социально-экономического развития района.
С нашим климатом, экологией и природой развивать надо именно туристическую отрасль, в ней смогут работать тысячи местных жителей.
В Министерстве культуры КБР говорят, что уже есть проект реставрации, с которым ведомство планирует попасть в федеральную целевую программу «Культура России». Однако конкретных сроков начала реконструкции назвать пока не может никто. Всё будет зависеть от финансирования.
Я думаю, что, если бы местное население хотело спасти башню и начало работать, никто людям по рукам бы не дал. Наоборот, похвалили бы. Посмотрите на Ингушетию и Осетию — они восстановили уже десятки таких башен, включив их в соответствующие программы. А мы вечно чем-то другим заняты, нам не до того.
Видео
Средневековые крепости в высокогорных районах Кабардино-Балкарии
Видео: Вести. Кавказ/youtube.com
5 комментариев к материалу.