Строгое табу. SmartNews узнал, о чем молчат в балкарских и кабардинских семьях

45
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Дмитрий Рогулин/ИТАР-ТАСС

Даже теперь, когда телевидение, интернет и газеты говорят, не стесняясь, практически обо всем, у коренных народов Кабардино-Балкарии сохраняются темы, на которые говорить не просто не принято, но считается верхом неприличия и даже нарушением национального кодекса. SmartNews собрал самые распространенные табу, до сих пор имеющие силу в традиционных семьях балкарцев и кабардинцев.

В многонациональной Кабардино-Балкарии, если попадете в традиционную семью, вы никогда не услышите разговоров о любви и отношениях между мужчиной и женщиной. Такого рода беседы считаются здесь недопустимыми даже среди молодых.

— Единственное, что допускается, — когда девушка вот-вот выйдет замуж, старшие замужние женщины собираются на посиделки, во время которых учат невесту уму-разуму, дают ей практические советы, — рассказала нальчанка Амина Керефова, выросшая в сельской семье, уважительно относящейся к традициям.

Со своей женой, к счастью, могу говорить о чем угодно, она молодец, мы оба образованные современные люди. Но когда мы находимся в доме ее или моих родителей, разговоры на эту тему, даже самые иносказательные, под запретом. Ну и конечно, при детях тоже ни о чем таком не говорим.

На чествовании выпускников вузов. Фото: fond-adygi.ru

Издавна у горцев было не принято хвастаться чем бы то ни было. Рассказы об удаче, счастливом происшествии, неожиданном подарке тоже могут быть восприняты как хвастовство. Поэтому ни о чем подобном не рассказывают.

— Иногда эта традиция приводит к печальным последствиям. Дети узнают от сверстников на улице об особенностях полового созревания, интимной жизни и прочем. Им никто не рассказывает, какими болезнями чревата случайная так называемая любовь, никто не учит нормально предохраняться, — говорит медсестра нальчикской поликлиники Роза Мидова.

Мой напарник купил себе новенькую «Приору». Я бы не удержался — похвастался, показал. А он нет, молчит. Я поначалу думал, это потому, что боится зависти или что я взаймы попрошу, зная, что он такой богатый. А потом мне посторонний человек объяснил, что это такой старинный адыгский кодекс чести, не позволяющий хвастаться ничем.

Не принято хвастаться и своими детьми, даже если они очень хорошие и удачливые, об их успехах молчат, могут разве что намекнуть. Но и это не всё: родители и вообще родственники никогда не похвалят ребенка при посторонних. И вообще принято с дочерью, а особенно с сыном, вести себя сдержанно.

Хвастовство издавна считалось плебейской чертой. Этим объясняется и то, что большинство достойных людей избегают разговоров о своем благосостоянии вообще.

Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Я хорошо помню, как в Исламее, где я росла, косо смотрели на тех, кто детьми похвастается, если у кого-то поступил учиться или на хорошую должность попал. Осуждали.

— Действительно, детей не принято хвалить, особенно при посторонних, и особенно мальчиков. И тетешкаться с ними у родителей не заведено. Отец избегает показываться на людях с маленьким ребенком, особенно с сыном. Он всегда ведет себя с детьми очень сдержанно, особенно с мальчиками, разговоры отца с сыном сводятся к минимуму. Это объясняется тем, что издавна отец мальчика растил воина. И чтобы тот вырос стойким, сильным, сдержанным, в семье не допускались никакие сантименты, отец практически не говорил с сыном. Мать могла украдкой приласкать мальчишку, но так, чтобы не видел отец.

Помимо этого, люди избегали обсуждать больных и болезни. Если в семье кто-то давно болел, был калекой или душевнобольным, с членами семьи не заговаривали о болезни родственника. Точно так же как и в случае, если в семье кто-то пьет или играет, об этом пороке не рассказывают родственники несчастного и с ними никто не заводит разговор на эту тему.

Да, на самом деле, хвалить в лицо, комплименты друг другу делать как-то не заведено. Я поначалу, когда пришла работать в большой коллектив, жутко расстраивалась. Прическа новая — девчонки молчат, платье к лицу — то же самое. Потом привыкла, перестала обращать внимание.

Также издавна и до сих пор не принято хвалить человека в лицо. Считается, что, когда хвалишь человека в глаза, ты неискренен. Большинство думает, что это не самый благородный способ расположить к себе собеседника.

— Если ты хочешь действительно от души похвалить человека, сделать ему приятное, скажи хорошее у него за спиной, чтобы люди передали. Тогда человеку действительно приятно будет. А хорошее в глаза сказать — это считается лестью, — объяснила 75-летняя нальчанка Куна Хавпачева.

Все люди разные, а люди разных национальностей — особенно. Раньше жила в Свердловске, теперь здесь, и там и там свои пунктики. Ничего страшного, нужно просто спокойно относиться, тем более что никого по большому счету не задевают.

Видео

Что такое родительские запреты

Видео: populardoctor

Прислала
Евгения Иванова

журналист

Про хвастовство — очень интересно и познавательно. Такую традицию хорошо бы завести и многим российским семьям, которые любят сообщить о том, чего на самом деле-то и нет.

Прислал
Мали Радж

Был когда-то в Нальчике…уважение к гостям, уважение к старшим, вежливость — все это в Нальчике есть и никуда не делось….

Автор

Юлия Верниковская

Над статьей работали

Евгения Иванова, Ксения Гагай, Мали Радж

25 000 просмотров

27 апреля 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров
Добавить комментарий

49 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Анастасия Мичурина 26 апреля 2014, 11:18

Вот мне понравилось, что у них не принято говорить о собственном благосостоянии. Немного осталось людей, которые бы не похвастались новой машиной, квартирой и так далее.

Ольга Байбородина 28 апреля 2014, 13:52, Изменено: 28 апреля 2014, 13:55

Я живу в Котласе и у нас не принято говорить о хорошем, боятся, сглазить, а вот о плохом как здрасти. (((

Комментарий удален

Сергей Иванов 28 апреля 2014, 19:45, Изменено: 28 апреля 2014, 19:50

Неужели ещё остались те, кто верит таким, как ты?

Питер Пен 24 мая 2014, 15:59, Изменено: 24 мая 2014, 16:00

Ольга,верить в сглаз,это не по-христиански ,проявление язычества. Избегай плохого,думай о хорошем.

Ярослава Ковалева 26 апреля 2014, 12:30

О чем же люди тогда вообще разговаривают? О работе нельзя, об успехах тоже. Обсуждают только литературу и природу?

Анна Железняк 28 апреля 2014, 10:26, Изменено: 28 апреля 2014, 10:30

Ярослава, эти люди живут простыми вещами: хозяйство, быт, семейные праздники, поверьте им есть о чем разговаривать кроме литературы и природы. Они заняты обеспечением семей и даже по большому счету времени на разговоры у них нет. Когда тебе от зари до зари надо заниматься хозяйством или тяжелым трудом, то не до литературы.А если и удается встретиться в узком семейном кругу то речь идет о том, как накормить семью, что приготовить, какие цены на рынке, какая баранина в этом году и что из нее готовила бабушка и как выдать младшую зульфию замуж поудачнее или какое приданое ей собрать, как новое одеяло сшить и в каком селе шерсть купить для подушек и ткань. ))) Другой мир - другая жизнь!

Сергей Иванов 28 апреля 2014, 19:49, Изменено: 28 апреля 2014, 19:50

Вам самой не смешно - вот у этих людей такие заботы, что даже времени поговорить нет. А во всём остальном мире сплошные бездельники, которым только поболтать и похвастаться.

Владимир Куркин 11 мая 2014, 16:47, Изменено: 11 мая 2014, 16:50

Аня, спустись на грешную нашу Родную круглую и прочную. О кулике и болоте знаешь. Приезжайте к нам, я также расскажу что не принято. Но вот исполнителей того что не принято. Поверьте и искать не надо. Скажите хвастовство где приветствуется? А разговоры между взрослыми людьми и подростком? Говориться как и во всех приличных семьях ровно столько, на сколько позволяет воспитание.

Леонид Парфенов 26 апреля 2014, 14:37

Мне кажется, что от некоторых пунктом можно и отойти. Всё-таки живем в 21 веке.

Михаил Сумароков 28 апреля 2014, 11:11, Изменено: 28 апреля 2014, 11:15

Очень понравились эти традиции! Сдержанность, достоинство, немногословность - это признак высокой культуры людей. "В 21 веке живём!" - любят люди оправдывать свою распущенность, разнузданность и мерзость!.

Андрей Геннадьевич 26 апреля 2014, 15:19

Интересные нравы. Некоторые из них может быть стоит перенести и в наши семьи. Однако такое воспитание оказывает положительное воздействие - посмотрите ни где нет сообщений, что молодежь балкарцев и кабардинцев участвовали в каких-то сомнительных мероприятиях. Чеченцы да, но не перечисленые народы. Уважаю таких родителей, которые правильно воспитывают своих детей. Независимо от национальности.

СВ И 26 апреля 2014, 22:29

Несколько наблюдений, в отрыве от действительности, не раскрывают всего уклада. Всё перечисленное в статье более-менее можно приложить ко всему Кавказу. Могу добавить: женщины за столом не сидят и молодежь не пьет в присутствии старших. На мой взгляд, и то плохо, и то плохо.
О благосостоянии: они говорят "купил машину, почти даром, за полтора лимона" )).
Знакомый черкес (родные братья кабардинцев), семья четыре человека+однокомнатная квартира, купил подержанный, но очень дорогой "мерс", заправит 5л бензина доехать до родственников и покрасоваться. Парень нормальный, но вот так у них заведено. Это и не хорошо, и не плохо.

Юлия Саакян 27 апреля 2014, 23:18, Изменено: 27 апреля 2014, 23:20

оооо, про бензин это Вы попали "в точку". Есть еще ситуация: Семья снимает в аренду квартиру, а на "Порш Кайенн" взял кредит в банке. Жить негде, зато на такой машине катается)

Отмечено
редакцией

Евгения Иванова 27 апреля 2014, 00:46, Изменено: 28 апреля 2014, 06:59

Про хвастовство - очень интересно и познавательно. Такую традицию хорошо бы завести и многим российским семьям, которые любят сообщить о том, чего на самом деле-то и нет.

Николай Бутенко 27 апреля 2014, 21:41

скромность и сдержанность--это мудрость порядочности.

Алексей Архитектор 27 апреля 2014, 21:59

Всё правильно!

александр иванишин 27 апреля 2014, 22:20

У любой национальности живущих на постсоветском пространстве есть культурные,правильно воспитаные люди.Так что говорить что только у кавказских народов все воспитанные и правильные это неправильно.Быдла везде хватает.

Юлия Саакян 27 апреля 2014, 23:15

Когда это было... Есть определенные семьи, которые действительно соблюдают указанные запреты. Причем, только самые старшие. Однако, вопросы благосостояния очень активно обсуждаются молодежью и предметы роскоши весьма охотно ДЕМОНСТРИРУЮТСЯ вне дома: первокурсницы престижных факультетов ВУЗов приходят каждый день на пары, "обвешанные" золотом с ног до головы, в мини и с вечерним макияжем. Как то к нами на юр.фак приехали студенты из Америки, так они посчитали, что "попали в Голливуд"))). Парни любят "повыпендриваться" какой-нибудь "Ладой". Ну, а если папа подарил иномарку, туши свет! Популярно хвастаться телефоном...

Юлия Саакян 27 апреля 2014, 23:15

Детей, правда, хвалить не принято. Естественно, интимные темы не обсуждаются с мужчинами, но с подругами весьма позволительны. Даже сами жители КБР отмечают, что скромность и кротость у наших девушек канула в лету (в части поведения, одежды).
В общем, автор статьи, будучи журналистом, а не жителем Республики представил всю ситуацию в более благоприятном виде. А на самом деле, было бы здорово, если бы наши народы вернулись к своим истоками и вели себя как наши предки, достоно и уважительно в любой ситуации, а не выборочно.

Aziz Idriss 27 апреля 2014, 23:35

Насчёт отношений отца и сына очень грамотно, как в принципе во всех традиционных обществах мира это заведено, но в те времена война была постоянной (из-за сильной раздробленности на мелкие уделы княжества государства и т.д.) были постоянные стычки и мужчина жил в очень суровых условиях и как правило не долго. В наше время когда на улице насилие встречается не так чтобы часто а войны если уж начинаются то глобальные с системой мобилизации в случае если не справляется основной состав войск, а там и отслужить в армии хватает чтобы быть более менее готовым.

Aziz Idriss 27 апреля 2014, 23:36

В общем в наших реалиях традиция растить суровых мужей (в условиях значительно более мягких чем это было когда сама традиция появилась) является перегибом и может привести как раз к возвращению тех самых архаичных вечно неспокойных времён, где кто сильный тот и прав и кто не умеет защищаться обречён на неуважение даже если он от природы одарён интеллектом способным при определённых условиях помочь обществу намного больше чем кулаки. Но всё-таки эта традиция как база должна остаться только в более мягком её варианте ибо мужчина должен оставаться мужчиной а не аморфным существом со слабым характером коих сейчас множество.

Рязапов Нагим 28 апреля 2014, 00:36

России насадили матриархат. Гомосемьи пока не прошли.

Наталия Корабельщикова 28 апреля 2014, 16:35, Изменено: 28 апреля 2014, 16:40

Нет, Нагим. Матриархат тут ни при чем. Я, например, представительница северного народа поморов. У нас такая суровая природа, что перед ней и женщина и мужчина почти равны. Поэтому на женщину семьи вынуждены были надеяться так же, как на мужчину.
Женщины даже иногда командовали мужчинами на кораблях, если были умнее их. От этого зависело выживание всех.

Мария Минькина 29 апреля 2014, 12:17, Изменено: 29 апреля 2014, 12:20

Нет, это патриархат нам насадили!

Влад Сасиков 28 апреля 2014, 02:34

Я очень горжусь тем что я из Нальчика, у нас все-таки еще осталось многое из тех традиций что были ранее !!! особенно уважение к старшим!!То,чего так не хватает сейчас в обществе )

СВ И 28 апреля 2014, 22:22, Изменено: 28 апреля 2014, 22:25

Если бы еще эта традиция распространялась за пределами Нальчика!

Отмечено
редакцией

Мали Радж 28 апреля 2014, 03:51, Изменено: 28 апреля 2014, 07:01

Был когда-то в Нальчике ...уважение к гостям, уважение к старшим, вежливость - все это в Нальчике есть и никуда не делось....

Михаил Задунайский 28 апреля 2014, 09:19

Интересно. Если семья живет в прекрасном доме, все устроены, на хороших должностях работают, дети учатся в престижных ВУЗах и ездят на шикарных авто. Что бы прослыть нескромным, остается, только музей сделать из своего имущества?

Владимир К. 28 апреля 2014, 09:47

И у нас в православии хвастовство считается грехом. Только мало кто соблюдает это, даже те кто ходит в церковь. У нас наоборот это переросло в культ. Имеешь деньги, крутую машину или положение в обществе... сразу понты. Понятие скромность у многих отсутствует.

Алексей Лесовой 28 апреля 2014, 10:04

Здорово сказано-хвастовство плебейская черта.

Daniil Petri 28 апреля 2014, 13:21, Изменено: 28 апреля 2014, 13:25

так и есть

Евгений Кузнецов 28 апреля 2014, 14:54, Изменено: 28 апреля 2014, 14:55

согласен на 100%

зая 28 апреля 2014, 10:20

Я кабардинка, и могу сказать честно, что эта статья очень сильно преувеличена. Хвастовство к конкретной нации не имеет никакого отношения. Я не люблю хвастаться, а моя соседка - кабардинка только и делает, что хвалит то своих детей-отличников и мужа-трудоголика.)))

Maga H 28 апреля 2014, 10:35

Hate that stagnant, non-actual and backward-looking people and their traditions. Boasting, certainly is not a good thing, but what about children upbringing.......... I don't know........... I think you got nothing more precious and dear in life than your children. Why don't let them feel your love fully and restrain yourself and them.....That is the reason that this kind of nations will never be progressed, likewise they will never give the world Renoires, Mozarts, Lomonosovs, Aram Khachaturyans, Remarks and significant people like them..... That explains everithing......

Rouslan Sijaja 30 апреля 2014, 00:31, Изменено: 30 апреля 2014, 00:35

What about Youri Temirkanov, Muradin Kumakhov, Kaysin Kuliev?

Михаил Каштанкин 28 апреля 2014, 11:34

Я русский, родом из Нальчика, столицы КБР, я временно перебрался по учебе в Волгоград и мне очень трудно.
Во-первых искать себе вторую половинку среди своей национальной группы очень сложно из-за отсутствия последнего.
Во-вторых сложенный под обществом уклад жизни сказался и на всей жизни в частности. Правильно было отмечено, что в глаза там нельзя говорить людям, и мне сложно было подровняться под общее национальное умосостояние.
В-третьих зажатость! Я человек открытый и в КВНе выступал, но переехав я стал зажатым по отношению ко всему.
А в-четвертых опасность (!). Я по привычке в общественном транспорте ухожу в конец, подальше от прохода, поближе к запасному выходу, я специально сажусь в кафе напротив выхода, чтобы видеть заходящих людей... Не поймите меня неправильно, но когда ГРУ под видом террористов расстреливает полицейских, начинаешь косо на всех смотреть и чуять опасность там, где ее и быть не может.
Я люблю свою малую Родину и ни на что ее не променяю, даже если и останусь в ней нищебродом с патологической зажатостью и без семьи.

СВ И 28 апреля 2014, 22:26, Изменено: 28 апреля 2014, 22:30

А на спине и кепках ГРУшников было написано "гру" и контактные телефоны?

Казбек 28 апреля 2014, 11:47

Статья составлена так будто скромность это плохо. Такие как вы ведете общество к разложению

Евгений Кузнецов 28 апреля 2014, 14:57, Изменено: 28 апреля 2014, 15:00

Ну, неправда! Скромность отличная черта характера. Статья, вроде, этого не отрицает.

Daniil Petri 28 апреля 2014, 13:20

Согласен с Казбеком... Более того, всегда считал, что так должны вести себя воспитанные люди любой национальности...

Рузанна 29 апреля 2014, 11:07

че за бред, этого всего давно уже нет. Может быть в каких то аулах еще чтят традиции. В наше время парню найти не тронутую невесту уже большая удача, об остальном я вообще молчу. Из всего, что перечислено в статье осталось только уважение и гостеприимство и то не у всех.

Анзор Ганижев 30 апреля 2014, 16:46

"Отец избегает показываться на людях с маленьким ребенком, особенно с сыном. Он всегда ведет себя с детьми очень сдержанно, особенно с мальчиками, разговоры отца с сыном сводятся к минимуму. Это объясняется тем, что издавна отец мальчика растил воина. И чтобы тот вырос стойким, сильным, сдержанным, в семье не допускались никакие сантименты, отец практически не говорил с сыном. Мать могла украдкой приласкать мальчишку, но так, чтобы не видел отец".

Это отвратительный способ воспитания детей. В итоге вырастает не воин, а замкнутый в себе человек, асоциальный, закомплексованный. Когда собственный отец ведет себя как чужой со своим сыном - более отвратный пережиток прошлого в быту трудно представить. Быть отцом - это ответственность. Воина надо воспитывать, а не отсиживаться в углу, хмуря брови, чтобы тот типа боялся и потому уважал.

Владимир Куркин 11 мая 2014, 17:01

Скажите, вы труженики пера и мысли. В каком из народов проживающих в России, приветствуется хвастовство? Думаю не скажите. Уверен. Скажите, у какого это народа принято говорить о постели в присутствии матерей, отцов. Или старшим говорить с младшими о сексе? Что за хрень эти журналистишки несут? Отбивают бабло командировочное? В Приэльбруссье оттянулись. Что за хрень они несут по поводу отца и ребенка. Вот такие писаки-недоучки и приобщают к вымыслам высосанным из пальца, как к прозе жизни.

Питер Пен 24 мая 2014, 15:52, Изменено: 24 мая 2014, 15:55

Владимир, признайся,что у русских почти нет обычаев. Сын может послать отца подальше, тем более ,если пьет с ним за одним столом. Да, бывет , горцы,нарушают законы Шариата,выпивают,но не за одним столом с отцом или ст. братом. У горцев не бывает наследственных споров,тем более через суд. Это позор на весь род. Тот из сыновей,кто живет с родителями, наследует их дом.

Джинго Старз 20 мая 2014, 09:23

ржу не могу, это с какого века репортаж ? У нас в Дагестане традиции все реже и реже встречаются, а все чаще обыкновенная дикость и наглость.

Питер Пен 24 мая 2014, 15:54, Изменено: 24 мая 2014, 15:55

Здесь речь не о Дагестане , а КБР,где чтят черкесский этикет. В РД своя специфика,связанная с многонациональностью.

аврнт куынрке 24 мая 2014, 03:36

да это проста разумный подход к жизни такой ,а не запрет , это как знать здоровый ли человек , все люди связаны единым полем и здоровые всё знают и так , а тоесть если надо что то узнают всёравно.

Питер Пен 24 мая 2014, 15:47

Конечно,сказываются традиции черкесского этикета. Но в основном это связано с нормами Шариата,где хвастовство является грехом . Грехом является и многословие. Хвастунов и трепачей у мусульман не наблюдается. Таким людям сизмальства вдалбливают,что хвастать нехорошо. Кабардинцы и балкарцы сдержанно и корректно ведут себя в гостях, немногословны, в еде умеренны,принято всегда оставлять немного еды,чтобы не показать,что голоден. Поведение женщин за столом беспримерно - они обслуживают мужчин,придвигают им лучшие куски . На улице женщины, сидящие на завалинке,всегда встают,когда проходит мужчина,даже молодой. И отношение мужчин к женщинам у адыгов уважительное. Никогда молодой мужчина не повысит голос на старшую женщину и всегда уступит ей место в транспорте. Знакомого человека всегда подвезут на авто. Но женщина никогда не сядет одна в авто с мужчинами.

Питер Пен 24 мая 2014, 15:58

Еще совсем недавно и в русском народе с родителями говорили на " вы" , слово отца было законом, женщины без платков не выходили на люди, а богу молились на коленях. В каждом доме были образа и каждый носил крест. А щас,вольница , что хочу,то и ворочу.

Добавить комментарий

Новое на сайте