Отношение к межнациональным бракам на Кавказе всегда было сложным, тем не менее они заключались, поскольку сердцу, как известно, не прикажешь. Сейчас в Кабардино-Балкарии есть особый клуб, который занимается пропагандой браков между представителями различных этнических групп. Сами себя они называют межнациональным миротворческим центром, который воспитывает новое поколение людей — без национальных предрассудков.
В Нальчике десять лет назад Татьяна Соломонова, дочь чеченца и русской, организовала клуб интернациональных семей и назвала его «Новое лицо». За долгие годы интернациональных семей в клубе стало уже намного больше, чем вначале. Не говоря уже о том, что многие из членов клуба стали родителями, а некоторые — бабушками и дедушками внуков, в которых смешались уже не две крови, а гораздо больше.
«Вот посмотрите, наши новенькие, Гуппоевы. У Тимура русская мама и отец-балкарец, Карина, знаменитая альпинистка и покорительница Эвереста, наполовину кабардинка, наполовину русская. Не так давно они поженились и пришли к нам. И не просто пришли, а с подарком — он у Карины на руках, это 11-месячный Тамерлан. Удивительно развитый мальчик!» — рассказывает руководитель клуба «Новое лицо» Татьяна Соломонова.
Наша главная цель — воспитать новое поколение, без национальных шор. Поэтому мы и называем себя «Новое лицо». В интернациональных семьях растут замечательные дети, талантливые и уравновешенные.
Традиция межнациональных браков существует во многих семьях на Кавказе и, наверное, передается на генном уровне.
«Мой дед, мамин отец, с Украины, мать выросла в Ставропольском крае и выбрала в мужья балкарца, — рассказывает житель Нальчика Тимур Гуппоев. — У нас в семье четверо детей, и мы впитали русские, украинские, балкарские традиции и привычки. Знаем и стараемся соблюдать лучшие обычаи этих народов. В такой семье, как наша, и в такой, какую создали мы с Кариной, никогда не будет национальных проблем».
Мы с Тимуром не боимся, что Тамерлан ассимилируется. Он совсем малыш, но мы стараемся, чтобы он слышал сказки и разговоры на русском, кабардинском и балкарском, смотрел мультики на всех этих языках. Это его только обогатит.
В Кабардино-Балкарии во многих семьях традиция интернациональных браков насчитывает не одно поколение.
«Моя прабабушка — кабардинка Березгова из Баксана, именно там ее встретил и потерял голову красавец прадед — балкарец, прискакавший в Баксан на белом коне. В нашей семье издавна не было различия в национальностях, нет их и сейчас», — рассказала Люся Кумыкова, уже много лет живущая в счастливом браке с кабардинцем.
Традиция создания интернациональных семей — это котел, из которого человечество черпает силы для развития.
Дети из интернациональных семей устроили концерт для гостей юбилея, замечательно пели и танцевали. Правда, вопреки местной традиции, обошлось без национальных танцев и песен. Самой эффектной была юная танцовщица из кабардино-балкарской семьи Зарина Таукенова, исполнившая с партнером венский вальс. Поздравить «Новое лицо» пришли представители национально-культурных центров Кабардино-Балкарии, которых в республике насчитывается девятнадцать.
К сожалению, сейчас у нас в стране нет национальной политики, и это сказывается. Когда-то в Лескенском районе КБР заключалось 26% интернациональных браков. Сейчас они тоже есть, но меньше, меньше. У меня самого жена грузинка, тесть карачаевец, а дочки повыходили замуж за русских. Когда смешиваются крови, получается не только мир и дружба, но и замечательные дети.
— Межнациональные браки заключались во все времена, даже вопреки горским традициям, как то люлечное обручение, когда семьи хотят породниться, договорившись о браке детей совсем еще маленьких. Иногда помехой становились религиозные взгляды, различное вероисповедание. Но, поскольку чаще всего жених был мусульманин, невеста принимала веру жениха, и проблема была исчерпана. Настороженное отношение к межнациональным бракам — это скорее боязнь, что молодые не найдут взаимопонимания, не смогут ужиться из-за разности традиций и менталитетов, что окружающие осудят, то есть боязнь отказа от привычки. На самом же деле запрета на межнациональные браки не существовало никогда, и самый яркий тому пример — дочь кабардинского князя Мария Темрюковна, ставшая женой Ивана Грозного и положившая начало единению Кабарды и России.
Видео
Какое чудесное начинание… Как мне кажется развитию таких клубов надо всячески способствовать и развивать, ведь они помогают понять, что ничего плохого в межнациональных браках нет.
18 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе