В Нальчике появилось специальное место, где любая женщина, будучи горской иудейкой по национальности, может получить необходимые ей традиционные знания. Здесь ей разъяснят все заповеди из Торы, касающиеся роли женщины в семье, воспитания детей. Научат религиозным обрядам, напомнят о тонкостях иудейских традиций. Особо посвященные передадут древние секреты красоты, долголетия, а также особые приемы мудрых прародительниц.
В Нальчике теперь есть клуб по интересам для женщин из иудейской общины. Назвали они свой клуб «Мааян», что в переводе с иврита означает «ручеек». Основательница клуба рабанит Милана Шабаева объясняет это так: «Мы, женщины, для мужчины должны быть как ручеек с чистой питьевой водой». Встречаясь по средам, женщины делятся новостями и секретами ведения хозяйства, говорят о воспитании и проблемах детей, обсуждают волнующие всех вопросы, а Милана рассказывает что-нибудь из истории еврейского народа, объясняет тонкости выполнения заповедей, в особенности тех, которые напрямую касаются женщин, — таких как субботние свечи, отделение халы (традиционного праздничного хлеба, который едят в Шаббат).
Недавно мы пекли халы разного размера и формы, делясь друг с другом семейными фирменными тонкостями. Как-то я предложила девочкам самим сделать накидки для хал, и мы вместе вышивали по шелку золотом и серебром.
СПРАВКА SMARTNEWS
Относительно происхождения горских евреев высказывались самые разные точки зрения. Согласно одной из наиболее экзотических, предками горских евреев являлись пленники, уведенные ассирийским царем Салманасаром V из Самарии, столицы Израильского (десятиколенного) царства. Две другие точки зрения основываются на отрицании еврейских корней у горских евреев и постулировании этногенетических связей этого народа в одном случае с иранскими прозелитами, в другом — с иудейскими хазарами.
Одна из гипотез последнего времени основана на факте, согласно которому наиболее ранняя еврейская община на Восточном Кавказе была основана в VI веке выходцами из юго-западных областей сасанидского Ирана, точнее из Вавилонии. Что касается одной из приведенных точек зрения, то она сводится к тому, что горские евреи являются потомками татов, которые, будучи иудаизированы еще в Иране, были переселены Сасанидами на Кавказ. Подобная версия в научной литературе получила наименование татского мифа.
— Горские евреи также ошибочно называются татами из-за языка. Самоназванием этой общности еврейского народа является «джухур». Их также не следует путать с грузинскими евреями. Несмотря на схожее место проживания и давние связи между двумя общинами, они являются отдельными группами.
Появление в Закавказье и на Кавказе части еврейского народа возводится к эмиграции части иудеев из Ирана в VI–VIII веках, ко временам войн, сотрясавших Персию. Некоторая часть еврейского народа эмигрировала из Персии в Причерноморье и Поволжье, дав начало Хазарскому каганату, часть же осела на Кавказе, дав начало джухур. Уже в XIII веке эта община вполне сложилась, если судить по записям хронистов, перепискам еврейских общин друг с другом и свидетельствам путешественников вроде фламандского монаха Рубрука.
Дамы из «Мааяна» рассказали, что практически все женщины общины в Кабардино-Балкарии хорошо знают традиции и придерживаются их, но каждой известны какие-то тонкости, неведомые другим. Вот ими и делятся.
Мы на кухне все делаем лично, собственноручно. Наши дети и мужья капризные, из чужих рук есть не будут.
Главная заповедь еврейской женщины, по словам Миланы, — это ее обязанность быть настоящей хранительницей домашнего очага. Девочка рождается для того, чтобы создать крепкую, дружную семью, где любящий и счастливый муж, здоровые, крепкие и воспитанные дети.
Мои мужчины, муж и сыновья, не едят с чужих рук, а только то, что приготовила им я. Поэтому на кухне мы все делаем сами.
Главное в поведении уважающей себя горской иудейки — это скромность. Девочка с малолетства должна знать, как вести себя со старшими, взрослыми, мужчинами. Понимать, что у каждого свое место в обществе и семье.
Женщина, по словам Миланы, чутко реагирует и знает, когда прийти, а когда уйти, когда сказать, а когда промолчать, когда подавать, а когда убирать.
При этом женщина должна себя любить, беречь и ухаживать за собой. Человек, который не следит за собой, своим видом и здоровьем, просто не любит Всевышнего. Поэтому на нас возложена миссия следить и ухаживать и за собой, и за окружающими.
Милана, например, хорошо знает историю, и не только традиции и обычаи еврейского народа, но и происхождение этих обычаев. Каждую среду она что-то рассказывает подругам, отвечая на их вопросы. В эту среду Милана рассказала, как евреи получили Тору, про историю праздника Шавуот (праздник дарования Торы на горе Синай при Исходе евреев из Египта). Хватило времени и на рассказ истории Рут, легендарной женщины, бывшей прабабушкой царя Давида. Обсудили и происхождение многоженства.
— Отличительными чертами джухур, горских евреев, являлась приверженность к большой семье, а также игнорирование до начала ХХ века запрета рабби Гершона, из-за чего до начала глубокого взаимодействия еврейских общин друг с другом у горских евреев сохранялась полигамия.
Также отличительной чертой джухур можно назвать существование в то время двух ступеней раввинской иерархии — рабби и даян. Рабби был кантором и проповедником в синагоге. Даян же был главным раввином города, который избирался руководителями общины, являлся высшим религиозным авторитетом всей области и председательствовал в религиозном суде. Любопытно, что иногда в среде джухур резников также уважительно именовали рабби.
Я все это знаю благодаря бабушке и дедушке, у которых я росла. Они же меня и приохотили к чтению, сделали для меня получение информации потребностью. К сожалению, сейчас дети не любят читать. Получать информацию хотят, но читать для этого книги ленятся.
Милана основала клуб «Мааян» самостоятельно. Она рассказала, что выросла в Дагестане, потом переехала в Израиль и только потом очутилась в Нальчике. Очень боялась одиночества, хотелось иметь подруг, и женский клуб показался ей лучшим способом познакомиться и подружиться с женщинами общины. Так оно и получилось — женщины, пришедшие в «Мааян», быстро стали настоящими подругами. Милана рассказывает, что сначала не могли найти место, где собираться. Теперь им разрешили устраивать собрания в здании, где находится миква (купель для религиозного омовения), по соседству с синагогой.
Члены клуба «Мааян» открыты и приветливы, рады гостям любой национальности. Они обязательно пригласят гостя присоединиться к традиционному чаепитию, для которого каждая приносит что-нибудь вкусное, приготовленное ею лично. А уж общие темы у женщин всегда найдутся.
Женщины «Мааяна» симпатичные, очень ухоженные и молодые. Трудно поверить, что больше половины из них — уже бабушки, а есть и прабабушки. «Не удивляйтесь, у нас рано выходят замуж. Вот у меня, например, старшие сыновья уже взрослые», — смеется Милана. Элине Шауловой-Жамбековой только 39, но двое ее детей уже взрослые, и Элина не так давно стала бабушкой.
Наши мужья, если бы услышали, сказали бы, что это только их заслуга.
Горские евреи (например, певица Жасмин), грузинские евреи (среди них Иосиф Джугашвили), таты, так называемые армяне Зангезура, караимы и прочие — это все представители еврейской ветви народов Кавказа. Девушки из таких семей свегда были оень нарядно одеты. Как правило, все семьи горских евреев были весьма зажиточными.
Мне, например, 35 лет, у меня трое детей, и внучке моей уже 2,5 года. Многие из нас тут бабушки, хотя по внешности и не скажешь.
Было время, когда женщины из горско-еврейской общины могли позволить себе не работать, занимаясь лишь домом и воспитанием детей. Сейчас это не так, и все члены «Мааяна» работают. Многие — из семей, где учителями или врачами становились из поколения в поколение, и высшее образование есть у всех. Однако с работой по специальности повезло не каждой.
— Сегодня многие горские еврейки, да и, насколько мне известно, многие женщины других народов Кавказа пытаются сочетать активную профессиональную деятельность с ролью матери и хранительницы домашнего очага. Скажем честно, это нелегко, так как среди ряда выходцев с Кавказа все еще сильны прежние психологические стереотипы. Еще труднее, если все это происходит в то время, когда семье приходится обживаться на новом месте, в новой стране. Отсюда становится понятно, почему последние годы в общинах появилось немало распавшихся семей. Следует отметить, что многим горским еврейкам с высшим образованием, репатриировавшимся в Израиль, не удалось подтвердить свои дипломы и получить хорошую стабильную работу по специальности. Это тоже проблема, и ее надо решать.
Видео
Последнее заседание женского клуба «Мааян» в Нальчике
Видео: Юлия Верниковская/SmartNews
Все женщины из «Мааяна» с нетерпением ждут среды, как будто предстоит встретиться с любимыми родственниками. Милана говорит, что успела привязаться к подругам по клубу и относится к ним как к членам семьи.
На одно из следующих собраний решено пригласить маму Лены Мушаиловой: оказалось, что женщина пишет неплохие стихи. И поскольку всем захотелось послушать, а дочка вспомнила лишь одно стихотворение, то решили, что нужно уговорить маму прийти.
3 комментария к материалу.