Родители махачкалинских выпускников предложили обязать преподавателей школ сдавать Единый госэкзамен наравне с учениками. Они считают, что в низких оценках их детей виноваты учителя, которые сами не владеют нужными знаниями. А педагоги убеждены, что родители пытаются переложить на их плечи собственную вину.
Родители выпускников из Махачкалы выступили с категорическим требованием обязать преподавателей школ сдавать ЕГЭ. По их мнению, только так можно качественно улучшить подготовку учащихся к сдаче Единого госэкзамена. Эту инициативу они предложили на встрече с депутатом «Единой России» Зауром Аскендеровым. Махачкалинские родители убеждены, что школьные учителя не могут качественно подготовить их детей, поскольку сами не знают в достаточной мере предметы, которые преподают.
Несколько лет подряд Дагестан находился в центре скандалов с ЕГЭ. В этом году в республике впервые удалось навести порядок при сдаче госэкзаменов. И теперь недовольные результатами родители пытаются обвинить во всем школьных учителей.
Чтобы научить другого, нужно самому знать и понимать, чему учишь. Иначе никак. А в наших школах часто такие учителя встречаются, что они этот ЕГЭ и на 30 баллов бы не сдали. Чтобы нормально подготовить ребенка к экзаменам, приходится не меньше чем за год до них нанимать репетиторов, а лучше и вовсе с девятого класса. Мы с женой посчитали, и оказалось, что мы отдали за репетиторов за два года около 70 тыс. рублей за один предмет. Почему мы должны нести такие расходы? Учителя получают зарплату от государства. Они должны нормально научить детей. Это их работа. А если они не справляются со своей работой, их нужно гнать из школы. Поэтому пусть сдают экзамены. Кто не сдаст — того сразу уволить надо. Сейчас с теми знаниями, которые ребенку дают в школе, экзамен не сдашь.
Мнение школьных учителей Махачкалы об инициативе родителей резко разделилось. Небольшая часть преподавателей поддержала их инициативу. Они согласны сдать ЕГЭ и доказать свое право готовить детей к экзаменам. Конечно же, в том случае, если будут проверяться их знания по тому предмету, который они преподают. К ЕГЭ по другим дисциплинам они не готовы.
Почему бы нам и не сдать ЕГЭ? Тогда на нас, учителей, перестанут сваливать свою вину. Ведь теперь что происходит: ребенок бездельничает до одиннадцатого класса, родителям на это наплевать. Вызываешь их в школу, объясняешь, что нужно следить за успеваемостью сына или дочери, — все бесполезно. А когда ребенок плохо сдал экзамены, они вдруг спохватываются и начинают искать, кто виноват. И конечно же, виноваты не родители, не обращавшие внимания на оценки ребенка все время его учебы в школе, и не сам ученик, который бездельничал и прогуливал. Конечно же, виноваты мы, учителя. Это мы не смогли научить. Это мы неграмотные и ничего не знаем. А я так скажу: насильно в рай не втянешь. Нельзя научить того, кто не хочет учиться. Поэтому пусть все учителя действительно сдадут ЕГЭ. Это положит конец всем разговорам о нашей некомпетентности.
Фото: globmir.ru
Однако большая часть махачкалинских учителей категорически против того, чтобы сдавать ЕГЭ вместе с выпускниками. Они полагают, что преподаватель не должен становиться на одну доску с учеником. У них разные роли, требования к учителю и ученику не могут быть одинаковыми.
Давайте представим такую ситуацию. Тренеру, который готовит к Олимпиаде, например, лыжника, предложат самому попробовать встать на соревнованиях рядом с ним. Получится у наставника догнать своего ученика? Конечно же нет. Говорит это, что он плохой тренер? Тоже нет. Просто у него другая роль, другая задача и знания совсем другие. Минобрнауки уже пробовало заставлять учителей сдавать ЕГЭ. Примерно четверть не смогли справиться с выданными им заданиями. Но это не говорит, что они плохие учителя и не знают свой предмет. У нас другие задачи. Я убеждена, что как по тесту нельзя судить о реальном уровне образования ученика, так и оценивать преподавателя по нему не стоит. То, что школьные педагоги показали плохие результаты, говорит лишь о несовершенстве самой системы оценки. Учитель не справляется с простым заданием, потому что ищет в нем какой-то подвох, видит разные варианты решения. И к тому же ребенку проще мобилизоваться, чем взрослому. У него быстрее реакция, знания у него свежие, с ними проще быстро находить нужные ответы.
Некоторые школьные учителя, услышав предложение родителей обязать их сдавать ЕГЭ, вышли со встречной инициативой — усадить за парты чиновников, которые разработали систему Единого госэкзамена.
Если нас хотят поставить в одни условия с учениками, то пусть и те, кто придумал ЕГЭ, тоже его сдают. Так будет справедливо. Посмотрим, получится у них это или нет. Если порадуют нас высокими баллами, то и мы будем знать — нам есть к чему стремиться. А иначе это станет очередным унижением учителей, после которого хорошие, опытные педагоги уйдут из школы. По закону учителя подтверждают свою квалификацию раз в пять лет. Этого достаточно, чтобы не сомневаться в их знаниях.
Почти все учителя считают, что такой резкий всплеск интереса родителей к качеству школьного обучения вызван тем, что в этом году в Республике Дагестан наконец-то удалось навести порядок со сдачей Единого госэкзамена. Родители, которые раньше предпочитали покупать хорошие оценки для своих детей, решили обвинить в плохих результатах этого года школьных учителей.
В этом году даже глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, который приезжал к нам в республику проверить, как сдают ЕГЭ, не нашел никаких нарушений. Он признал, что экзамены в Дагестане сдавали максимально честно. Поэтому и пошла такая волна негатива от родителей. Те, кто раньше переводил детей в сельские школы, устраивал своих отпрысков в фальшивые вечерние школы, покупал результаты, скачивал готовые ответы из интернета, — все они остались без отличных аттестатов, их дети лишились шанса поступить в институт. Сейчас они ищут крайнего. Теперь якобы во всем виноваты учителя. Этого следовало ожидать.
Зато преподаватели вузов, которым приходится исправлять результаты работы школьных учителей, почти поголовно поддержали инициативу махачкалинских родителей. Они разделяют мнение, что педагоги должны сами справляться с заданиями, которые дают ученикам.
Это наша боль и стыд, что многие учителя плохо знают свой предмет. Я убеждаюсь в этом, когда к нам поступают новые студенты. Приходится заново учить даже основам. Школьные преподаватели обязаны уметь сами решить все задания, включая не только С5 и С6, но и часть В. Если они этого не могут, то пусть увольняются из школы или нанимают репетиторов, как это вынуждены делать их ученики.
Сами выпускники, как ни странно, меньше всего склонны обвинять в своих плохих оценках учителей. Они считают, что сами виноваты в том, что не смогли хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Наша учительница по математике все время говорила: «Какое счастье, что мне самой не надо сдавать ЕГЭ». Но при этом очень хорошо нас подготовила. Не только дала нужные знания, но и объяснила саму технологию, как сдавать экзамены. В нашем классе почти никто не нанимал репетиторов. И если мы сдаем плохо, мы понимаем, что это наша вина.
Видео
Сдача ЕГЭ под тотальным видеоконтролем
Видео: Подмосковье
Ну результат экзамена в первую очередь зависит от самого ученика — если уж он настроен сдать его во что бы то не стало, то, приложив достаточно усилий он и сам легко сумеет это сделать. а если же желания сдать ЕГЭ нет — то тут уж самый гениальный учитель ничего не сделает.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе