В Чечне за прошлый год не было угнано ни одного автомобиля. И такие статистические данные республиканское УГИБДД приводит уже третий год подряд. Сегодня это единственный регион, где сложилась такая ситуация. Местные говорят, что кража личного автомобиля для чеченца не просто нарушение закона, это сильнейший позор, смыть который практически невозможно.
На улицах Грозного можно легко оставить автомобиль без присмотра. «Любой желающий может приехать и проверить это лично», — рассказывают местные с гордостью. Для того чтобы искоренить угоны, по словам чеченских полицейских, не нужно было предпринимать каких-то многоходовых комбинаций в виде госпрограмм по усилению органов правопорядка или оснащать автоинспекцию дорогим оборудованием. Необходимо было лишь неукоснительное исполнение сотрудниками правоохранительных органов своих должностных обязанностей.
За прошлый год в Чеченской Республике не было зарегистрировано ни одного угона автомобиля. Этим показателем мы действительно гордимся. За этот же промежуток времени в республике было задержано 56 автомобилей, находящихся в розыске. Из них 49 единиц автотранспорта — в федеральном розыске.
Активная борьба с угонами в Чечне началась еще пять лет назад. До этого времени выходящая из крутого анархического пике Чечня ничем не отличалась от соседних республик. Автомобили угоняли, перепродавали на запчасти. В межвоенное время в Грозном даже был отдельный рынок угнанных автомобилей, примерно такой, какой сейчас в Дагестане. Когда летом 2008 года в Чечне было угнано сразу несколько машин за день, недавно избранный глава республики Рамзан Кадыров принял ряд решающих мер. Тогда Кадыров в свойственной ему жесткой манере потребовал от силовиков в кратчайшие сроки закрыть окончательно эту проблему.
Наша ментальность и наши традиции таковы, что угон машины приравнивается к краже коня. А это во все времена считалось позором. Не только для похитителя, но и для самого потерпевшего, которого таким образом не просто обкрадывают, а оставляют безлошадным, то есть бедным, неимущим. Поэтому угон, как и всякое другое преступление, вызывает общественный резонанс. К розыскам подключаются и милиция, и родственники пострадавших. Раскрытие таких преступлений становится для нас делом чести.
Не только делом чести, но и делом защиты своих личных интересов стал поиск похищенного автомобиля для одного из жителей Грозного. Хотя это случилось в далеком 2008 году, воспоминания до сих пор свежи в памяти.
Помню, как только купил новую отечественную машину, через некоторое время я заехал в банк получить оформленный кредит в сумме 2 млн рублей. После банка я поехал на работу. Через два часа, когда вышел на стоянку у нашего министерства, машины не нашел. К моему ужасу, я осознал, что оставил под сиденьем и сверток с деньгами. К розыску подключились не только милиция, но и мои многочисленные родственники. Через три дня мы нашли машину. Ее угнали, чтобы разобрать и продать. Всех троих угонщиков задержали и посадили. По чеченским обычаям за материальный и моральный ущерб старейшины заставили грабителей выплатить большую сумму компенсации, чтобы я мог купить себе несколько таких машин. Теперь никто не хочет ради какой-то сомнительной прибыли остаться без последней рубашки. Поэтому и угонов нет.
Без больших полномочий, которые получила чеченская ГИБДД с приходом Кадырова, проблему бы не решили. Сейчас автоинспекторы — единоличные хозяева на дорогах республики, как и должно быть. Поблажки не делаются никому, даже своим коллегам из правоохранительных органов.
Все знают, что переправка автомобилей через административные границы республики невозможна без «крыши». Если ее нет, то теряется сам смысл угонять автомобиль. В Чечне человек в форме за рулем никогда не будет причиной каких-то поблажек на дороге. Одним словом, сотрудники ГИБДД выполняют свою работу отлично, и этого хватило, чтобы машины перестали угонять. У чеченских гаишников строгая установка сверху — обеспечить порядок на дорогах. Проворонил нарушителя — пиши пропало. Навесят всех собак.
Гости республики и приезжие сразу видят эту заметную разницу. Угонщиков из соседних республик, естественно, удручает такое положение дел: перевезти через Чечню ворованный автотранспорт невозможно. Везут через Ставропольский край. В ГИБДД говорят, что достаточно ужесточить в этом направлении контроль, и угоны, например, в Дагестане тоже пойдут на убыль.
Я часто бываю в Чечне по работе. Чтобы передвигаться было легче, купил здесь машину. Оставляю ее на ночь перед домом, где живу. Иногда забываю взять ключи и документы. Окно иногда не закрываю. Забываю, бывает. Но ни разу никто не притронулся к машине. Один раз забыл поднять окно, и дождь залил весь салон. Проезжающий человек посигналил с моей машины, предупредил меня, что машина мокнет. В Грузии, кстати, тоже не угоняют машины.
Видео
А было такое в Узбекистане. Мне в 1999 году рассказывали ребята оттуда, что за угон ввели смертную казнь. И все. Машины стали оставлять незакрытыми. Интересно, как сейчас там?
Если бы гаишники хорошо проверяли остановленную угнанную машину без всяких там скидок на «забыл», «потерял» документы и были ЧЕСТНЫМИ, то у многих угонщиков отпало бы желание угонять машины (у кого на пять лет, у кого на десять))) А так… это практически одна мафия. У нашего знакомого машину угнали, так менты предложили ему 2 тыщ. баксов заплатить, и машину сразу найдут…
На улицах Грозного нет платных парковок, нет парковщиков и эвакуаторщиков. Но также нет и страховых агентств, которые, казалось бы, с таким нулевым показателем по угонам должны были ринуться в республику, предоставляя по сниженной цене КАСКО. Однако по неизвестной причине в республике не страхуют автомобили от всех несчастных случаев.
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе