Фото: xomusic.ru
Французский режиссер Винсент Мун, который снял серию документальных фильмов о песенной и музыкальной культуре народов Северного Кавказа, закончил монтаж фильма под рабочим названием CIRCASSIA. Теперь режиссер планирует проведение этнофестиваля в Дагестане, Чечне и Кабардино-Балкарии.
Изначально французский независимый режиссер-документалист Винсент Мун планировал посетить только Северный Кавказ, позже в тур были включены Калмыкия, Воронежская и Белгородская области, Карелия, Московская и Ленинградская области. Почти три месяца он путешествовал по национальным республикам России. Можно ли сохранить родную культуру в условиях глобализации? Именно этот вопрос послужил ему мотивацией для этнологического исследования.
Фото: xomusic.ru
Последние два года я изучал и искал традиционную музыку по всему миру. И возможность приехать в Россию возникла благодаря Булату Халилову и Елене Сахновой. Булат пригласил меня в Нальчик. После мы посетили другие регионы Северного Кавказа. Там я провел большую часть своего путешествия. Мы глубоко изучали традиционную музыку, потому что на Кавказе существует нехватка документальных фильмов о музыке. Это было удивительное приключение! Мы понимали, насколько важно записать пожилых людей, которые еще помнят традиционные песни.
В ленте, которая стала итогом первого этнологического исследования Винсента Муна, раскрывается тема традиционной и религиозной, сакральной музыки национальных республик. По большому счету проект не просто хранилище музыкальных преданий, он будет полезен людям, которые хотят познакомиться с культурой и традициями других народов.
По словам Муна, далеко не все из местных жителей понимали ценность проводимой работы.
Мы провели очень много времени с молодыми людьми, которые нас поддерживали. Они осознавали, что их культура исчезает и есть несколько человек, а может, всего один человек, который помнит народные песни. Но местные жители не понимали, как запись этих фильмов поможет сохранить традиции. Но мне кажется, что мои работы сделают свое дело.
Отговаривали Муна от поездки на Северный Кавказ многие. По признанию самого режиссера, все, что ему удалось узнать, например, о Дагестане, — это что туда ни в коем случае не нужно ехать. Предупреждали Муна и о гражданской войне, и о назревающем конфликте, и о похищениях людей. Для Муна Северный Кавказ представлялся неким последним рубежом, где разговаривают на 30 языках, где множество народов схлестываются в племенном соперничестве.
Фото: xomusic.ru
Готовясь к моему путешествию по России, я много думал о «Стране гор» (так переводится название «Дагестан»), этом потерянном уголке Кавказа, граничащем с Каспийским морем. То, что я узнал из интернета о Дагестане, меня воодушевило: никакой информации для туристов не было и в помине — только предупреждения и призывы ни в коем случае туда не ехать. На странице о Махачкале в «Википедии» указаны три самых известных её жителя: все — убитые журналисты. Мы с Булатом пересекаем границу вместе с двумя чеченскими воинами 19 века. Готовимся к худшему. «Дагестан — Африка России» — так меня предупредили.
Только свое путешествие по Дагестану Мун хочет оформить в отдельный фильм — музыкальный роуд-муви Voyage en Dagestan.
Фото: xomusic.ru
Я много времени провёл в горах, в деревнях, в Черкесии, в Осетии, в Чечне. Мне казалось, что то, что я делаю здесь, очень важно, будто я выполняю какую-то миссию. Местный фольклор пережил тысячу смертей, и до сих пор непостижимым образом стоит на ногах. О нем некому позаботиться — местные политики только и знают, что «музеефицировать» его, даже не пытаясь придумать что-то другое.
Справка SmartNews
Первые работы Винсента Муна были о французских рок-музыкантах и рок-группах. С января 2009 года он путешествует по миру, занимается сбором фольклорной музыки разных народов. Последний месяц он осваивает Северный Кавказ, охватил территорию от Нальчика до Владикавказа и от Грозного до Махачкалы. Режиссер работал с Томом Джонсом, R.E.M., Arcade Fire, Алиной Орловой. В ближайших планах Муна посетить 50 стран: Турцию, Индонезию, остров Бали, Египет и Исландияю, Колумбию, Чили. Везде Мун планирует собирать этническую и сакральную музыку местных народов.
Координатор проекта Russian Project by Vincent Moon в России Елена Сахнова рассказала, что следующей целью режиссера станет второй большой тур по национальным регионам России, в этот раз по северным и восточным.
Фото: xomusic.ru
Сейчас уже правильнее будет отдельно говорить о двух проектах — о Russian Project by Vincent Moon, который почти завершен, и о проекте EURASIA, который только начинает работу. Съемочный тур Russian Project завершен в конце осени 2012 года, снято 23 фильма. Монтаж практически закончен, мы готовимся к повторному туру, чтобы презентовать картины в тех местах, где мы их снимали. Сделаем что-то вроде фестиваля.
Проект EURASIA предполагает съемочный тур по 10 странам Центральной Азии и Ближнего Востока плюс большой второй тур по России. По планам он начнется этим летом, в июле, с Грузии. Первая его часть включает Центральную Азию и Ближний Восток и продлится шесть месяцев. Вторая часть — это второй тур по северным городам России, который планируется на теплое время 2014 года. Сейчас мы готовим сайт нового проекта, там будет вся информация о проекте, об участии, будут ссылки на фильмы, пресса, новости.
Творчество Муна предполагает доступность работ для любого желающего в интернете или на публичных показах. Финансирует проект сам режиссер совместно с меценатами.
Видео
Как и множество других культур, находящихся в опасности, чеченская цепляется за мысли о происхождении мира и древнейшие легенды. Из пепла восстает старая сказка о чистоте.
Неземное пение, неземные красавицы. Сам фильм как увеличительное стекло — взгляд и понимание. Мун знает, что делает, молодец!
Видео
Стоило приехать в Дагестан хотя бы ради того, чтобы иметь потом возможность слышать голос Муи Гасановой вдалеке отсюда.
Как прекрасна женщина в эти годы! Пела наверное всю жизнь о добре, и живёт видимо так, как поёт)))
Отрадно, что такой режиссер, как Винсент Мун, обратил внимание на музыкальную культуру Кавказа, но от этого вдвойне обидно, что мы сами этой культуры не знаем, ничего не снимаем о ней, толком не изучаем, получается, что о собственной культуре и музыке узнаем из зарубежных документальных фильмах.
Странно, что сами жители того же Дагестана или Чечни не всегда понимали, зачем вообще проводился весь этот проект — ведь это делается не просто забавы ради, это делается для них самих. Без таких вот фильмов мы просто потеряем мировую музыкальную культуру безвозвратно.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе