Кабардино-Балкария, у которой, казалось бы, множество своих проблем, сейчас принимает беженцев из охваченной войной Сирии. Потеряв дома, имущество и возможность спокойно жить, черкесы выбирают в качестве убежища именно историческую родину — Северный Кавказ, который они покинули в разгар кавказских войн XIX века. Больше им деваться некуда.
Вопрос помощи черкесам, чья диаспора в Сирии насчитывает свыше 100 тыс. человек, встал особенно остро в связи с гражданской войной. Приезжающим в Кабардино-Балкарию помогают начать новую жизнь. Их размещают в санаториях, обеспечивают питанием, обучают русскому языку и помогают приобрести собственное жилье. Прошлогодняя квота, составлявшая 500 человек, в этом году увеличена вдвое. Однако и ее может не хватить.
Сирийские черкесы просто хотят выжить, оказавшись в нечеловеческой ситуации. Их, рассеянных маленькими группками по всей стране, в условиях гражданской войны никто защищать не собирается. У этих людей вся надежда — на Россию. Приезжая сюда, они доказывают свою честность, лояльность и трудолюбие.
Сирийские кавказцы начали приезжать в Кабардино-Балкарию в декабре 2012 года. Большинство не знают русского языка, некоторые не говорят и по-кабардински. «Трудности с языком решаемы, а серьезных препятствий в получении разрешения на временное проживание для них здесь нет», — говорит инспектор управления федеральной миграционной службы РФ по КБР Беслан Дзуев.
Действительно, почему бы взять и не забрать всех потомков, изгнанных!? На весь мир Россия прославилась бы достойной страной…
Теперь в миграционной службе раз в неделю, по пятницам, работают только с сирийцами. Для удобства общения приглашают переводчика. «Учитывая ситуацию на Ближнем Востоке, разрешения на временное пребывание оформляют в ускоренном варианте, используя для запросов электронную почту», — объяснил инспектор Беслан Дзуев. В случае, когда гражданин Сирии приезжает учиться по приглашению университета, он может обойтись без разрешения: вуз оформляет годовую визу, а затем продлевает ее.
Разрешение на работу приезжий может получить, оформив документы о временном пребывании в РФ. Причем для высококвалифицированных специалистов это разрешение оформляется в ускоренном порядке. Однако на все это требуется время.
Видео
Ахмед Сташ, руководитель общественной организации «Пэрыт», помогающей сирийским переселенцам (Юлия Верниковская, SmartNews)
Глава республики Арсен Каноков пообещал создать специальный фонд помощи вернувшимся соотечественникам, который профинансируют местные бизнесмены. Собранные деньги помогут беженцам приобрести жилье и начать новую жизнь на исторической родине.
Парламент республики выделил средства на функционирование адаптационного центра для прибывающих из Сирии. Организация занимается вопросами юридической поддержки соотечественников и помощью в вопросах трудоустройства. Кабардино-Балкарский госуниверситет принял на подготовительное отделение 80 молодых людей из Сирии и готов принять еще.
А почему Россия должна принимать 10-е поколение непонятно кого, и еще неизвестно, как их предки выезжали из России…
Пока прибывших в Нальчик расселяют в санаториях «Эльбрус», «Дружба», «Кавказ». Там их кормят за счет спонсоров и бесплатно лечат за счет республиканского бюджета. Девять семей черкесов-переселенцев уже получили дома в Баксанском, Прохладненском и Лескенском районах республики, купленные на средства частных лиц. Чтобы помочь им адаптироваться, общественные организации КБР организовали бесплатные уроки русского языка. В сентябре 46 детей из Сирии начнут новый учебный год в школах Нальчика.
На республиканском уровне переселенцам из Сирии хоть и помогают, но этого недостаточно, считает председатель общественной организации «Пэрыт» Ахмед Сташ.
Помощь должна быть предоставлена федеральным центром, потому что они наши соотечественники, прямые потомки выходцев с Северного Кавказа. Нужна федеральная программа, чтобы беженцы упрощенно получали необходимые документы.
Между тем сирийские черкесы успешно адаптируются на земле предков. Получив все необходимые документы, они учатся и работают. Во всяком случае, среди молодых нальчикских сирийцев не найдешь того, кто мог бы ответить: «Пока ничего не делаю». Молодые предпочитают получать специальности медиков, строителей, технологов общественного питания и при первой возможности начинают работать.
Все люди разные, нельзя всех равнять под одного, кто-то адаптируется сразу, а кому-то понадобятся годы, но помочь землякам нужно. Главное, чтобы был мир.
Семья Гасима Сташа живет в Нальчике больше шести месяцев. В Дамаске он был переводчиком с арабского и английского, здесь нашел работу на одной из фабрик. Гисам собирался вернуться на историческую родину, а война лишь ускорила это возвращение. Когда ситуация в Сирии нормализуется, он попытается продать дом, который там бросил. У Гасима три сына, и отец доволен, что они легко осваивают русский язык.
Шамиль Сижажев — тоже кабардинец, и тоже из Сирии. Получив специальность медика, он сейчас обучается в ординатуре Кабардино-Балкарского госуниверситета и уверен, что будет квалифицированным врачом. Мухамед Сосмак приехал в республику учиться. Получив в сельхозакадемии специальность инженера, решил остаться на исторической родине навсегда.
Хоть 10 или 20 поколений назад выходцы с Кавказа ушли в Турцию и Сирию не из легкой жизни, многолетная Кавказская война, навязанная Российской империей горским народам, вынудила их покинуть Родину. Сегодня потомков тех кавказцев надо приравнять к бывшим гражданам СССР, которые мигрируют в Россию из других союзных республик.
У большинства молодых сирийцев в Кабардино-Балкарии уже есть невесты. Независимо от того, где придется жить, намерения у парней серьезные. «Наш народ всегда очень серьезно относился ко всему, что касается семьи. Как только я буду в состоянии содержать детей и жену — пусть, если хочет, работает, это ее дело! — и смогу официально оформить отношения, я женюсь», — говорит один из «сирийских» студентов КБГУ.
Практически каждый, кто так или иначе связан в Кабардино-Балкарии с вопросами устройства переселенцев из Сирии, считает, что вопрос беженцев-репатриантов давно пора решить на федеральном уровне. Однако многочисленные заявления черкесских организаций и обращения руководства республики к центру пока остаются без ответа.
Справка SmartNews
Вот уже почти два года продолжается противостояние властей Сирии и оппозиции, которая требует отставки президента Башара Асада. Жертвами войны стало около 70 тыс. человек, в том числе 50 черкесов. На сегодняшний день число сирийских беженцев на территории соседних стран превышает 700 тыс. человек. ООН прогнозирует, что к середине 2013 года эта цифра может удвоиться.
1 комментарий к материалу.