Мелодия из прошлого. Житель Нальчика возрождает старинный музыкальный инструмент

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Юлия Верниковская/SmartNews

Житель Нальчика Зубер Евазов занимается возрождением игры на старинном черкесском инструменте — шикапшине. И интересующихся этим инструментом становится все больше. Причем желание научиться музицировать на шикапшине проявляют не только потомки черкесов.

Впервые Зубер Евазов услышал звучание шикапшины, когда был 13-летним учеником музыкальной школы по классу скрипки. С того момента он решил приобрести этот инструмент. В Нальчике тогда жил известный мастер Владимир Ойберман, который восстановил и заставил звучать около полутора сотен старинных, практически исчезнувших инструментов народов Северного Кавказа. К нему-то и отправился Зубер за шикапшиной. Но мастер все время откладывал сроки изготовления инструмента. Зубер же стал все чаще появляться в мастерской и вскоре стал учеником и подмастерьем Владимира Ойбермана.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Юлия Верниковская/SmartNews

Когда я впервые услышал звук шикапшины, то почувствовал, что во мне просыпается память народа. Что это — трудно объяснить, это что-то в крови…

Справка SmartNews

Шичепшин (шикапшина) — адыгейский народный струнный смычковый музыкальный инструмент. Звучание у шикапшины приглушенное. Название инструмента происходит от двух адыгейских (черкесских) слов: «шиче» — конский хвост и «пшин» — музыкальный инструмент. Шичепшин известен на Северном Кавказе у адыгов (черкесов) с давних времен. До конца XVIII века деку — корпус, служащий усилителем звучания, — делали из бараньей кожи. 

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Юлия Верниковская/SmartNews

Звук шикапшина поднимал дух воинов идущих в бой, прославлял их героизм, его звуки лечили раненых и оплакивали погибших. Симбиоз кинжальной формы и струн из конского волоса рождают завораживающие звуки, способные проникнуть в глубину души, пробуждая в человеке самые светлые чувства, взывая его к адыгству. В ней сокрыта некая сакральная тайна. Невозможно переоценить значения этого музыкального инструмента для культуры Адыгов. 

Через некоторое время Зубер Евазов сделал сам свою первую шикапшину. Музыкальное училище он заканчивал уже по двум классам — скрипки и шикапшины. При поступлении в Северо-Кавказский институт искусств Зубер без сомнений выбрал отделение «Народное творчество».

Прислала
Ксения Гагай

продюсер

Видео

Зубер Евазов, мастер игры на шикапшине

Это Владимир Ойберман, который пользовался огромным авторитетом, ради меня добился открытия в училище класса шикапшины.

За свои 36 лет Зубер успел поработать в нескольких именитых ансамблях народного творчества и сам создал несколько коллективов. Учебу, участие в фестивалях и концерты Зубер еще много лет совмещал с работой в мастерской Ойбермана, сопровождая его в поездках, в которых мастер изучал музыкальные инструменты разных народов. Путешествуя по Северному Кавказу, он почувствовал вкус к постижению музыкальных инструментов разных народов. А уехав на год в Абхазию, Зубер Евазов обнаружил там музыкальные инструменты, очень похожие на инструменты его родины.

Когда Ойберман покинул республику, Зубера взял под свою опеку ревнитель национальной культуры Феликс Хараев, ректор Института бизнеса, бывший одно время мэром Нальчика.

«Ойберман уехал, шикапшина исчезает, а этого не должно произойти. Ведь народ существует, пока имеет свою музыку и свои музыкальные инструменты», — сказал он тогда Евазову.

Именно Феликс Хараев предоставил Зуберу мастерскую, где тот теперь делает шикапшины, а также помещение для обучения игре на инструменте. Сейчас здание приводят в порядок, и вскоре там будут и учебные классы, и мастерские, и музыкальный музей. Среди учеников Зубера недавно появилась москвичка, которая хочет приобрести этот струнный инструмент и играть на нем.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Юлия Верниковская/SmartNews

Сейчас я обучаю 20 человек. Учиться играть ко мне приходят люди разных возрастов и специальностей. Самому младшему из учеников всего восемь лет. Как-то мы показали шикапшину детям, и в результате несколько человек потребовали инструмент у родителей. Шикапшина непростая, но послушная: начинающий музыкант может выучить танцевальную мелодию за два занятия.

Евазов демонстрировал шикапшину и ее звучание в Англии и Шотландии, когда ездил с концертами. Шотландцев инструмент очень впечатлил, поскольку во многом похож на их национальные старинные инструменты. 

Мне сказали: «Надо же! Вам удалось восстановить то, что мы потеряли в XVI веке!» И ведь правда, для нас шикапшина — то же самое, что для шотландцев их волынка. 

Вечерами, прогуливаясь по проспекту им. Ленина, на площади Согласия только и видишь ребят, которые открывают двери своих машин, багажники и слушают современную музыку от рэпа до рока. Но недавно вечером меня удивила другая картина: молодые парни у входа в Дом Правительства пели под аккомпанемент шыкэпшынэ (шикапшины). Среди них был Зубер Ивазов, известный широкой публике как исполнитель национальной музыки и мастер, делающий шикапшины. Он рассказал, что они пели песню про мамлюков, которой больше семисот лет. Было приятно услышать национальную музыку, не каждый день выдается такая возможность.

Прислал
Никита Березин

Я человек приземленный, мне трудно понять все эти восторженно-пафосные отзывы про завораживающие звуки и прочие филологическо-музыкальные изыски, но когда народ не забывает свою культуру, это хорошо и правильно, так что Зуберу успехов в его работе.

Прислала
Марина Алехина

администратор

Мне во всем этом больше всего нравится то, что Зубер к своей работе привлекает молодых людей, учит их играть на таком уникальном инструменте, это очень важно и правильно, прививать молодежи любовь к своей истории.

Прислала
Анастасия Мичурина

Редко когда такое встречается, чтобы музыканта-энтузиаста поддержали бы чиновники, так что Зуберу, можно сказать, несказанно повезло.

Автор

Юлия Верниковская

Над статьей работали

Анастасия Мичурина, Маргарита Полунина, Нелли Шестопалова, Никита Березин, Марина Алехина, Ксения Гагай

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Никита Березин 7 марта 2013, 10:56, Изменено: 7 марта 2013, 11:04

Я человек приземленный, мне трудно понять все эти восторженно-пафосные отзывы про завораживающие звуки и прочие филологическо-музыкальные изыски, но когда народ не забывает свою культуру, это хорошо и правильно, так что Зуберу успехов в его работе.

Отмечено
редакцией

Марина Алехина 7 марта 2013, 11:30, Изменено: 7 марта 2013, 11:36

Мне во всем этом больше всего нравится то, что Зубер к своей работе привлекает молодых людей, учит их играть на таком уникальном инструменте, это очень важно и правильно, прививать молодежи любовь к своей истории.

Оксана Мирзоева 7 марта 2013, 11:44

Спасибо Зуберу! Я горжусь тем, что есть такой человек! В многоголосом потоке попсы, в том числе адыгской, от прослушивания которой испытываешь стыд и унижение, услышав чистый звук шикапшины Зубера , то нежный то пронзительный, просыпается твое аутентичное естество, твоя национальная память, боль и радость пережитая твоими предками, а сердце наполняется благодарностью к тому кто не забыл, не сменил на сиюминутное, а преумножил то немногое что осталось у нас. Я не моралист - но то что мы слышим от наших эстрадных исполнителей - это позор! Многочисленные песни состояшие из трех нот типа " ты ушля, я пришля", "черние гляза", и всякая подобная дребедень, которая льется на нас, оказывает сильное влияние на молодежь которая слушает "это" и считает - это и есть национальная музыка и культура.

Отмечено
редакцией

Анастасия Мичурина 7 марта 2013, 14:04, Изменено: 7 марта 2013, 14:05

Редко когда такое встречается, чтобы музыканта-энтузиаста поддержали бы чиновники, так что Зуберу, можно сказать, несказанно повезло.

Марина Карпова 7 марта 2013, 15:18

Выглядит этот инструмент, конечно, странно, да и звучит для нашего уха непривычно, но в этом его уникальность и неповторимость.

Добавить комментарий

Новое на сайте