Настоящие горцы. Дагестанские политики возрождают моду на национальные костюмы

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Глеб Котов/РИА Новости

Новый глава Дагестана Рамазан Абдулатипов призвал всех представителей органов республиканской власти вспомнить свои корни и чаще надевать черкески и национальные костюмы. С легкой руки журналистов пожелание Абдулатипова стало широко обсуждаться в республике. Общественность пришла к выводу, что с помощью именно такой пропаганды в Дагестане удастся остановить все возрастающую популярность арабской одежды.

Рамазан Абдулатипов, находясь в поисках объединяющего национального проекта для республики, призвать общественность возродить моду на национальные женские и мужские костюмы. Не так давно Абдулатипов предложил, чтобы в День Конституции республики все чиновники и главы администраций Дагестана вышли на работу в национальной одежде. В этот день «мужчины должны будут надеть черкески, а женщины — национальные варианты хиджабов». 

Несколько лет назад кавказский свадебный костюм занял первое место в Лондоне. Если бы мы наших дочерей воспитывали с детства надевать национальное платье, то у нас не вошла бы в моду арабская одежда. Заставить никто не может, но мы должны пропагандировать свою национальную одежду. У нас в семье девять детей, и мы жили бедно, но всегда в чистоте и порядке. Нужно оберегать людей от грязи и разврата. Это задача глав администраций, депутатов и других представителей органов власти, общественности.

Разговоры на эту тему не утихают. Если посмотреть на обсуждения в соцсетях, складывается впечатление, что этот вопрос стоит в одном ряду с теми, что требуют немедленного разрешения. Но во время подготовки этого материала выяснилось, что простые дагестанцы восприняли инициативу главы намного серьезнее, чем большинство представителей республиканской власти.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Сергей Узаков/ИТАР-ТАСС

Никто не собирается устраивать демонстрации национальной одежды, делать целевые заказы. Тем более что у большинства есть такая одежда дома, особенно у женщин. Все-таки здесь из поколения в поколение передавалась одежда, украшения, платки. Было озвучено пожелание, и это нормальная, естественная практика для каждого сегмента Российской Федерации — в свой национальный день надеть ту одежду, которая традиционна для этого народа. Установок нет, это просто зов к традициям. Как не бывает без корней дерева, так и народа без корней не бывает. Честно говоря, я уже готовлюсь и думаю, как с удовольствием надену юбку с кофтой или сарафан русский. Думаю, 26 июля, в день республики, некоторые из наших депутатов с удовольствием наденут национальную одежду.

Хотя немало и чиновников, которые восприняли указания главы серьезно. Некоторые из них даже обратились за помощью к известным в республике модельерам.

Я двумя руками за этот проект. В Дагестан сейчас активно лезет восточная мода и псевдоевропейская, а свое национальное мы теряем. Вместо тюбетеек и халатов лучше носить нашу дагестанскую национальную одежду. Я за черкеску, за национальную идентификацию, за языковое сохранение. До сих пор все об этом молчали, хорошо, что сейчас есть такая инициатива. И я готов внести вклад в это дело, даже несмотря на то, что черкески — это не мой профиль, в республике есть другие модельеры, которые этим занимаются. Но если будет нужно, я готов. Ко мне уже обращался один из министров, интересовался. Просто у людей разная фигура. Кому-то черкеска может подойти, а кому-то, особенно у кого большой живот, она не подойдет. Хотя казачество носит черкески, и ничего, у них это прижилось.

Справка SmartNews

Исторически черкеска для горца всегда была главным атрибутом в одежде. Некоторые ошибочно называют черкеской весь костюм горца-джигита. На самом деле черкеска — это только верхний кафтан без воротника, в нагрудной части которого нашиты газыри. Слово «черкеска» — русское. В разных республиках Кавказа этот кафтан называется по-разному: черкесы говорят «цей», карачаевцы и балкарцы — «чепкен», азербайджанцы и армяне — «чуха», а грузины — «чоха».

Прислала
Нелли Шестопалова

В Дагестане есть несколько организаций, члены которых в обязательном порядке надевают национальную одежду в республиканские праздники и памятные исторические даты. Например, организация «Вацлъи» (в переводе с аварского означает «наше братство»). Члены братства — одни из тех, кто поддерживает инициативу по пропаганде дагестанского костюма. В прошлом году «Вацлъи» организовало флешмоб со студентами Дагестанского государственного университета. Более ста человек надели национальную одежду и прогуливались по бульвару. Идея акции заключалась в том, чтобы напомнить дагестанцам о корнях, показать всю красоту национального костюма. В этом году организаторы планируют повторить флешмоб.

Увидев на улице человека в национальном костюме, наши люди обычно думают, что перед ними танцор или кто угодно, но только не человек, который пытается придать одежде другое, более глубокое значение.

Традиционный костюм дагестанских горцев состоял из суконного кафтана (черкески) с газырями, белой рубахи, бешмета, плотных, слегка широких штанов, мягких сапог, папахи. Главным аксессуаром этого наряда был кожаный ремень и кинжал на поясе. Профессионалы легко могут отличить национальный костюм, сшитый для актеров театра или танцоров, от подлинного — такого, какой должен быть. Специалисты говорят, что костюмы для артистов шьются из синтетических тканей. В такой одежде долго под солнцем не проходишь. Настоящая же одежда горца всегда шилась из натурального материала, ведь она должна «дышать».

Наши предки, жившие в горах, с детства привыкали к этой одежде. Безусловно, там мужчина никогда не ходил в безрукавках. Это было неэтично. Тем более он не мог совершать какие-то религиозные обряды с обнаженными руками. Потому одежду шили из «дышащих» тканей, чтобы даже в рубахе с длинным рукавом не было жарко.

Пошив полного костюма из натуральных тканей — удовольствие недешевое. Верхний кафтан может обойтись в 3–5 тыс. рублей, рубаха — в 1–1,5 тыс. рублей, папаха из натурального каракуля или шерсти — в 4–5 тыс. рублей. Кожаная обувь шьется вручную. Цена зависит от размера обуви — 2–2,5 тыс. рублей. Кожаные ремни — около 1 тыс. рублей. Обязательный атрибут — кинжал. В Дагестане найти хороший, качественный кинжал не проблема. Кинжалы здесь изготавливают разные. В зависимости от металла, размера и рисунка цена изделия может разниться от 1,5 до 100 тыс. рублей. Итого, если считать по минимуму, цена одного костюма может быть больше 12 тыс. рублей.

Если подарить черкеску иностранцу или, скажем в общем, некавказцу, его сердце не екнет. Человек, который носит черкеску, должен знать свою историю. Только через эти знания может привиться любовь. Растет чувство достоинства от того, что через эту одежду ты связываешь себя с прошлым, со своими предками, которые тоже носили такую одежду. А внешне ты сам чувствуешь, как меняется походка, осанка. Начинаешь следить за собой, за каждым своим словом.

Мнения простых дагестанцев насчет озвученного господином Абдулатиповым пожелания разделились. Кто-то поддерживает эту инициативу, а кто-то, напротив, считает ее бессмысленной.

Заставлять одеваться людей в нац.одежду, конечно, глупость. Но один раз в году на праздник даже интересно, почти карнавал (добровольно).

В республике, у которой такие проблемы, говорить об одежде — это просто харакири публичное))

Мне кажется за смешками вы не заметили главного — Абдулатипов высказал свое отношение к хиджабу. Точнее к «арабскому» хиджабу.

Казаки носят кавказскую одежду как свою, а кавказцам носить видите ли это не современно и стыдно. Похожи мы на иванов, не помняших родства.

Видео

Справка SmartNews

В соседней Грузии более пяти лет существует организация, объединяющая чохоснеби, то есть носителей чохи. Сейчас в этот неправительственный союз входит более 500 человек. Каждый желающий вступить в организацию должен произнести клятву, написанную специально для чохоснеби Илией II, патриархом Грузии. Несмотря на то что грузинский пример не политический, инициатива, озвученная господином Абдулатиповым, все же не нова для кавказской политики. Несколько лет назад такое же пожелание высказал президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров, а некоторые политики из Адыгеи и Кабардино-Балкарии надевают черкеску не только на национальные праздники, но и для работы: во время общественных выступлений, рабочих командировок или встреч с приезжими гостями.

Автор

Аида Мирмаксумова

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Ксения Гагай

Новое на сайте