В Дагестане будут снимать молодежный сериал. Одна из целей организаторов проекта — «сохранение дагестанского этноса»; при этом участие в съемках смогут принять не только профессиональные актеры, но и простые ребята. Будущим сериалом уже заинтересовались представители дагестанской неформальной молодежи.
На фоне последних новостей о создании Кодекса поведения кавказской молодежи в Дагестане решили снять молодежный многосерийный фильм, который, по мнению авторов проекта, помог бы разрушить накопившиеся стереотипы и недопонимания относительно молодежи и жизни сегодняшнего Кавказа. В свою очередь проект готовы продвигать и представители разных молодежных субкультур, присутствующих в республике. Несмотря на то что в современном Дагестане активно распространяется ислам, неформальные молодежные движения — рокеры, рэперы, готы, эмо, райтеры — в республике всё-таки есть.
Сейчас любители рок-музыки не одеваются так, как раньше. Несколько лет назад в одежде у рокеров было больше рок-атрибутики. Но люди реагируют по-разному. Может быть, кто-то не хочет, чтобы окружающие видели, что он рокер? Хотя, с другой стороны, совсем ведь не обязательно, чтобы рокер носил кожаную куртку. Кому как удобно. Я, например, никогда не одевался, как обычно принято у рокеров, не отращивал волосы. Только рваные джинсы носил, пока они не стали попсовыми.
Много у нас неизвестно откуда взявшихся эмо и готов – они собираются на своих тусовках – и иногда сталкиваются с сельскими «быками» с окраин города — последним они не нравятся очень…
В республике, где сильны традиционные взгляды, такие ребята считаются белыми воронами. Как правило, их родственники (и не всегда религиозные) пытаются навязать им свои понятия о культуре, моде, одежде. По словам ребят, многие ушли из субкультуры во избежание разлада с родителями.
Некоторые ребята, которые когда-то играли с нами в группах, говорят: «Я женился, я стал серьезным». Ерунда это! Значит, ты никогда не был серьезным, если взял и так просто отказался от того, во что верил!
Я помню, однажды в школе меня завели в учительскую и хотели отстричь мне челку. Не любой человек это выдержит. Постоянно какие-то комментарии от прохожих, раньше на каждом шагу кто-то что-то говорил, даже оскорбляли. Сейчас бывает, что-то кричат вслед по поводу волос. Моя мама в мои годы сама такая же была, поэтому она нормально к этому относится. А родственники сначала плохо реагировали, пытались что-то внушить. Сейчас уже привыкли.
17-летняя Камила называет себя Васей, веб-друзья знают ее по этому имени. Камила — неформал: она красит волосы в яркие цвета, проколола в ухе тоннель. По словам девушки, раньше она была эмо, а сейчас предпочитает называть себя «просто неформалом». В Дагестане девушек в таком образе увидишь редко, потому Камила-Вася часто шокирует не привыкшее к этому общество.
Видео
Запись выступления дагестанской рок-группы «Славные парни» (видео взято у пользователя Сабира Магамедова).
Бывало, прохожие, незнакомые люди, говорили, что мне стоило бы надеть платок. А еще часто бывает, что меня останавливают милиционеры. Но останавливают в основном молодые, не взрослые. Подходят, начинают спрашивать: «Зачем ты так ходишь? Почему у тебя волосы красные? А почему у тебя это, почему у тебя то?». В таких случаях я говорю: «Извините, я пошла». И ухожу.
На Кавказе большое значение имеет общественное мнение. Менты до меня докапывались постоянно, особенно за длинные волосы: «Почему ты ходишь с длинными волосами? Ты позоришь Дагестан». Я говорю: «Как я позорю? Это мое мировоззрение, я никому не мешаю». У нас есть кафе, где собираются рокеры. Там не играет живая музыка, крутят записи рока, совсем не пафосное заведение. Просто там собирается такая публика, редко когда чужие приходят. Никто из присутствующих никогда не делает никому замечания, не осуждает никого.
Мнения собеседников о том, насколько безопасно устраивать публичные рок-концерты для представителей этого движения в Дагестане, разделились. В 2008 году в актовом зале Дагестанского государственного университета был организован рок-концерт, который закончился дракой между рокерами и теми, кто это движение осуждает. После этого инцидента в Дагестане не было рок-концертов два года.
Я помню, когда мы дали первый после этих событий концерт, в 2010 году, мало людей пришло. У нас есть своя группа «ВКонтакте», она закрытая, там мы всё обсуждаем. И сейчас на концерты собираются только свои. Пусть нас бывает мало, зато это всё проверенные люди, лишних там нет, и охрану мы теперь нанимаем. Раньше, например, нас охраняли сотрудники того заведения, где мы проводили концерты. Но мы перестали им доверять, всё равно они своих друзей проводят. Сейчас мы нанимаем ребят из частных охранных предприятий. На это, конечно, уходят деньги, но зато так безопаснее.
Кроме рокеров, в Дагестане есть еще эмо, готы, рэперы и граффитчики. Интересно, что эмо и готы в Дагестане — в основном девушки. Если же парень накрасит себе глаза черным карандашом, у него будут большие неприятности. А с девушками-готами, как правило, никто не дерется, в основном ограничиваются насмешками.
В начале 2000-х в Дагестане широко было распространено рэп-движение. Молодые рэперы носили широкие штаны и устраивали батлы. В современной республике рэпом увлекаются в основном школьники. Среди ребят постарше рэперов меньше, а тем, которые есть, нередко приходится отстаивать свое право на свободу самовыражения.
Для меня тема религии — больная, так как я сам недалек от нее. Мне часто приходится дискутировать о пользе или вреде рэпа с моими религиозными друзьями. Но я научился искать компромиссы. В последнее время меньше стало нападок. Когда я только начинал этим заниматься, замечаний было больше. У меня есть свои амбиции, свои принципы. Каждый сам отвечает за свои поступки. Для меня рэп — это хобби. Я банковский работник и потому в рабочие дни должен одеваться солидно. Но на выходных и на выступлениях я надеваю ту одежду, которая мне близка по духу, — это балахоны, кеды, кепка.
Ошибочно считать, что дагестанские неформалы подвергаются нападкам только со стороны религиозных фанатиков. Очень часто замечания и придирки исходят со стороны сельского населения. Как правило, эти люди приезжают в город из среды, где быть неформалом — постыдно.
Многие неформалы уезжают из Дагестана. Они жалуются, что здесь у них нет свободы самовыражения, что здесь им тесно, и они спешат поскорее перебраться в Москву или Питер. А когда ты оказываешься в Москве и звонишь этим людям в надежде встретиться, пообщаться, они обычно говорят: «Вот, в среду вечером мне удобно, а в другие дни я работаю». То есть получается, что там они превращаются в самых обычных и форматных и по несколько лет не берут в руки гитару.
Если юбка выше колена, если книжки любишь читать, если хочешь уехать отсюда, если не копишь золотое барахло на будущее, если живешь не по понятиям, да и отстаивать кулаками свою правду не любишь и не умеешь, значит, ты неформал, панк, псих.
Летом 2011 года в Махачкале открылась школа граффити. Материальную поддержку проекту оказывает республиканский комитет по делам молодежи, который выделяет ученикам необходимый для творчества инвентарь. Сейчас в школе пять учеников, в среднем от 16 до 22 лет. Среди будущих райтеров есть также и девушки. Учащиеся школы не просто разрисовывают стены граффити, но также проводят общественную деятельность — рисуют соцрекламу.
За время работы школы несколько раз наблюдались случаи, когда заказы на исполнение граффити поступали от религиозных организаций. По словам выпускников школы, представители этих организаций хотели с помощью настенных рисунков призвать общество к исламу. Но ученики и выпускники школы отказались, так как заявляют, что не занимаются какого-либо рода пропагандой. Нередки случаи, когда махачкалинцы называют райтеров вандалами и вызывают полицейские наряды.
У нас было официальное разрешение от администрации города на создание граффити «Никто не забыт». Но нас чуть не забрала полиция, которую вызвал кто-то из проезжавших мимо людей. Часто, когда мы рисуем, люди подходят, спрашивают, зачем мы изрисовываем стены, — многие воспринимают это как вандализм. Я им начинаю рассказывать, что мы делаем, для чего это делаем. Объясняю, что это не вандализм, а искусство, и что оно полезно. Многие понимают и соглашаются с нами.
Неформальные движения — явление массовое. Далекие от этих понятий люди часто считают, что неформалы распространяют наркотики и разврат. Возможно, приняв участие в новом молодежном сериале, дагестанские неформалы разобьют эти стереотипы и найдут общественную поддержку.
Видео
Документальный фильм о группе хеви-метал из Ирака, Vice Film, 2007
Эх, на что только не толкает молодёжь желание самовыражения, желание выделиться и показать свою индивидуальность.. Это конечно проходит с возрастом, и вспоминается даже с некоторой ностальгией потом.. Я вот например вообще не могу понять этих эмо, готов и прочих — но знаю, что это — дети, это у них пройдёт. Не стОит заставлять их чувствовать себя отщепенцами и изгоями.
Можно подумать, только в Дагестане общественное мнение имеет такое значение. Помнится, когда я в школе учился, меня тоже пытались подстричь, запрещали носить косуху и все такое, милиция на улице останавливала на каждом углу. Просто сейчас у нас эти все явления стали более-менее привычными, а в Дагестане все только начинается.
Очень жаль, что в Дагестане перестали понимать эти движения. Лет 10 назад часто были сходки, концерты (даже open-air у Аварского театра, у моря), у ЦУМа, в центре Махачкалы, каждое воскресенье собирались рокеры. Потом кто-то из этих людей уехал, кто-то вырос, остались единицы. А большинство ребят помладше росли и растут уже с другими понятиями.
По мне, пусть лучше дети развиваются и самовыражаются с помощью музыки, танцев и рисунков граффити. Они у меня больше уважения вызывают, чем те, кто ничем не интересуется и по глупости уходит в лес.
Все в стране должны иметь равные права. И неформалы в том числе имеют право на самовыражения. Но в северокавказских республиках (особенно, где большинство населения мусульмане) пока сильны традиции: женщина должна быть скромной, мужчина должен быть серьезным. Именно поэтому (как написано в статье) многие, женившись, отходят от движения, а героиня с разноцветными волосами часто слышит вслед насмешки и осуждения.
28 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе