Сегодня Дагестан по праву считается главным исламским центром на Северном Кавказе. Но, несмотря на это, в республике живут представители и других религий. Кроме христиан и иудеев, в Дагестане есть также небольшие общины кришнаитов и буддистов. Правда, их последователям приходится быть начеку и не афишировать свои убеждения.
Найти представителей, так сказать, нетрадиционных для Дагестана религий хоть и сложно, но можно. Правда, многие из них отказываются от общения с журналистами. Каждый из них называл свои причины, но все они сводились к одному: «общество нас не понимает». Хотя все же нашлись люди, согласные стать героями материала. Они-то и рассказали о жизни их религиозных общин в Дагестане.
Ты же сама понимаешь, какое сейчас время. Это очень тяжелый вопрос. Меня и без того часто достают, навязывают свое мнение. В головах наших людей полный бардак. Они считают, что действительно правильное только то, что с ними связано. А если ты с ними не согласен и думаешь по-другому, то всё — ты неверный.
Боятся те, кто не уверен, что его выбор правильный. А нам бояться нечего, мы знаем, чего хотим. А мы хотим, чтобы как можно больше людей узнало о нас.
Невозможно точно сказать, сколько кришнаитов, буддистов и последователей Сатьи Саи Бабы сейчас проживает в Дагестане. Узнать этих людей в городе тоже вряд ли удастся — из общей массы они ничем не выделяются. Даже на встречи и праздники, проводимые в своих общинах, они ездят в повседневной одежде, но потом переодеваются в традиционные наряды.
Большинство из этих людей по возможности посещают Индию: ездят по святым местам, живут в ашрамах (храмовых комплексах), слушают лекции своих учителей — одним словом, просвещаются. А потом, по возращении домой, просвещают других членов общины.
Атрибутику — изображения божеств, музыкальные инструменты, одежду, картины, открытки, цветочные гирлянды, необходимые для молитвы вещи — можно приобрести либо в Индии, либо в Ростове-на-Дону, во Владикавказе или в Баку, где также есть большие общины представителей этих религий. А в Баку, по словам кришнаитов, даже есть большой храм.
В Дагестане храмов нет, но это не мешает истинно верующим проводить ежедневную пуджу (молитву) дома: у многих есть изображения святых. К тому же в этих условиях можно считать храмом те помещения, где собираются эти общины для проведения религиозных мероприятий.
Так, недавно дагестанские кришнаиты отмечали праздник Гаура-пурнима, или Явление Шри Чайтаньи Махапрабху. Для этого около 50 верующих из разных городов Дагестана (Дербента, Избербаша, Каспийска, Буйнакска) собрались в Махачкале.
Для меня это не религия, а образ жизни. Отношение родственников к этому разное. Кто-то понимает, кто-то сочувствует, а кто-то переживает. Фанатики не понимают смысл Божественного проведения, смысл жизни.
Ранга Деви — пожилая женщина. Она несколько раз была в Индии. Несмотря на возраст и недавний инсульт, специально для святого дня женщина приготовила сладости. На праздник она пришла вместе с сыном.
Мое поколение — самые первые преданные Кришны в Дагестане. Это еще во времена Советского Союза началось. Мы распространяли книжки, брошюры, просвещали людей.
Видео
Празднование Гаура-пурнимы у кришнаитов в Махачкале, март 2013 года
А кришнаизм в США искусственно создали, чтобы отвлечь внимание хиппи и молодежи США 60-х годов от проблем американского общества того периода, от несправедливости американской агрессии во Вьетнаме, от революционных настроений.
Впервые международное Общество создания Кришны было зарегистрировано в 1966 году. Но на территории СССР кришнаиты подвергались гонениям и запрету проповеди. Нередко преданных сажали в тюрьмы, либо за ними следили сотрудники КГБ. На вопрос: «А сейчас не следят?» — преданные отвечают: «Сейчас же свобода слова и свобода вероисповедания».
Я помню, у нас еще в 1992 году здесь была группа, а центр был в Ростове. Мы ездили сюда книги распространять. В то время был бардак и многие считали это чужим, не понимали. А когда прислушивались, понимали, что сознание Кришны — это необходимая вещь. Просто многие боятся. Воспринимают нас как секту, не понимают, какую цель мы преследуем. У людей мало информации.
Последователи Саи Бабы и кришнаиты часто не находят понимания среди общества во всем мире. Их нередко называют «многобожниками» и «неверными».
У меня брат — имам в мечети. Иногда у нас бывают разногласия. Или родственники бывают против. Для них это чужое. И хотя сами не следуют всему, что написано в исламе, считают себя мусульманами. Они больше о себе думают: «Что о нас могут подумать люди, если узнают, что наш сын другой религии?» Думаю, в каждой семье есть такие недопонимания.
Одной из составляющих духовной практики кришнаитов является «пение святых имен Бога» на улицах. Например, шествия кришнаитов (которые часто сопровождаются музыкой, танцами и угощениями) часто можно встретить в Москве и в других крупных городах России. Дагестанские верующие этого не практикуют.
Видео
Религиозные разногласия были и будут всегда. Сколько бы часов в школах ни выделяли на урок толерантности, повзрослев, каждый ребенок сам будет строить свои отношения с религией. И хотя официально с 20 января 1918 года религия в России считается личным делом каждого, в действительности это оказывается не так.
Это очень забавно. Как православие в СССР. То есть его как бы нет, но люди верят и икона есть в доме. Но официально, для партии — все как один атеисты)))
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе