Детский омбудсмен Павел Астахов предложил в качестве эксперимента отдавать российских сирот на воспитание в кавказские семьи. Это заявление он сделал после своей поездки в Чечню. SmartNews узнал, готовы ли чеченские семьи принять на воспитание русских сирот.
По мнению Павла Астахова, Чечне удалось практически полностью решить проблему сирот. Местные власти наладили систему помощи родственникам, взявшим опеку над детьми, оставшимися без родителей. SmartNews уже писал о том, что в Чечне все бывшие детдома переоборудовали под реабилитационные центры для детей, которые волею судьбы попали в трудные обстоятельства. Функции у новых учреждений остались, по сути, прежними, но цели и методы работы полностью изменились.
Вместе с этим Астахов считает, что решение — брать сирот на воспитание или нет — должны принимать сами регионы. Это не должно быть продиктовано сверху.
Странно, что итальянец, француз, немец приезжают в Россию и могут взять ребенка, а житель Северо-Кавказского или Дальневосточного федерального округа не может взять ребенка в Москве или Нижнем Новгороде. Это возможно. Эта инициатива должна не сверху насаждаться, а идти снизу. Если говорить об эксперименте, я не против эксперимента. Можно предлагать, это делается по договоренности с регионами.
Власти Чечни пока не выразили своего отношения к данному вопросу, но многие люди, опрошенные SmartNews, готовы с радостью принять к себе в семью детей-сирот из российских городов. В республике считают, что нуждающимся детям необходимо помочь, и это прямая обязанность взрослых вне зависимости от их национальности.
Уверен, что если решат привезти детей к нам в республику, то многие семьи взяли бы к себе сирот на попечение. И знаю, если бы взяли, то дали воспитание как своим родным детям. В чеченской семье ребенок — это самое драгоценное, что есть, и к нему относятся подобающе. Родители так воспитывают детей, чтобы потом не было стыдно за них перед людьми. Это очень важно.
В истории Чечни есть множество фактов, когда чеченцы принимали обездоленных, нуждающихся в помощи. Во время голодомора в Украине тысячи семей нашли тут поддержку и приют. Многие остались и породнились с чеченцами. Помочь сиротам — это прямая обязанность любого мусульманина. Даже в Коране сказано: «Того, кто нежно погладит сироту по голове, Аллах в Судный день вознаградит благами, равными количеству волос, которых коснется его ладонь».
При этом бороться нужно с причиной сиротства, а не только со следствием, считают жители Чечни.
Это хорошая идея. Я лично за. Только надо хорошо продумать, как лучше сделать, чтобы потом, когда ребенок вырастет, он сам принимал решение — остаться ему в чеченской среде или нет. Также, думаю, надо решить вопрос и с поддержкой государством семей, которые будут воспитывать детей. Главное, чтобы государство полностью не снимало с себя ответственности за детей. Должен быть контроль во всем. Также самое главное, российским властям надо серьезно заняться причинами, из-за которых появляются сироты. Это комплексная мера, и подход должен быть соответствующим.
Надо сказать, что на Кавказе в старину существовал обычай воспитания чужих детей в течение долгих лет. И называлось это аталычеством. Считалось, что мальчик, отлученный от домашнего тепла, вырастет с характером, соответствующим суровой реальности горской жизни.
Традиция брать чужих детей на воспитание в Чечне имеет давние корни. Так что Астахов знает, о чем он говорит. В старину считалось, что чеченское воспитание более приемлемо для мужчины. В чеченские семьи из соседних земель отдавали на воспитание мальчиков. Делалось это, чтобы они выросли достойными людьми. Сейчас, конечно, семья и государство отвечают за воспитание человека, но тогда, еще 200-300 лет назад, это была очень действенная мера, когда мужчина в первую очередь должен был быть воином. В Шаолине тоже монахи с детства живут по многу лет, пока не достигнут философской вершины. Вот так и на Кавказе было.
Ребенок (воспитанник) находился в семье аталыка при полной или почти полной его изоляции от своей родной семьи, что способствовало психологическому сближению воспитанника с семьёй аталыка. Классическое аталычество предполагало, что ребёнок отдавался на воспитание сразу же после рождения и возвращался домой уже юношей (либо с наступлением совершеннолетия в возрасте 15-16 лет, либо ко времени женитьбы). У некоторых адыгских субэтносов, у осетин и ногайцев, ребёнка могли взять позже, а вернуть значительно раньше.
Видео
История о том, как в роддоме перепутали детей русской и чеченской семьи
Об аталычестве писал и сам Пушкин. В своей поэме «Тазит» классик как раз описывается случай воспитания горцем специально отданного ему для этих целей мальчика.
…И скорбному старик отцу
Так молвил, важный и спокойный:
«Прошло тому тринадцать лет,
Как ты, в аул чужой пришел,
Вручил мне слабого младенца,
Чтоб воспитаньем из него
Я сделал храброго чеченца»…
Отдавать на воспитание нужно, только семьи проверять требуется опекунским советом.
Я знаю несколько человек, включая собственного родственника, которые на самом деле детьми были взяты из детдомов на воспитание и национальность которых вообще может быть неизвестна. Русские они по рождению или нерусские — этого никто не знает, они всеми воспринимаются как члены рода, их дети — как братья и сестры, а их проблемы и радости — как проблемы и радости родственников. Может быть, заявление Астахова побудит к активности забирать сирот из детдомов, а также их туда не сдавать — далеко не только на Кавказе.
Неоднозначная тема. По рассказам друзей и знакомых не везде на территории Чеченской республики хорошо относятся к русским. А что говорить о детях-сиротах, за которых и постоять-то некому…
В большом городе ребенок — лишний рот, в районе (на селе) — НЕ лишние руки. Может быть, слова мои крамольны, но ребенку лучше в семье любой национальности и вероисповедания (кроме секты), чем в детском доме. Кстати, при всем моем сложном отношении к Кадырову и чеченцам, ребенку нужны не слюни и ласки, а твердая уверенность, что у него есть семья.
29 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе