Представители народов Кабардино-Балкарии до тонкостей знают историю своего рода и всех его представителей. Могут сказать, где жили их предки и чем занимались. А многие из них даже специально меняют свои нынешние фамилии на варианты фамилий своих предков.
Многие семьи, живущие сейчас в Кабардино-Балкарии, хранят свои родословные в рукописном варианте, а многие уже издали историю своего рода полиграфическим способом. Массовый интерес к семейной истории в республике начался в беспокойные девяностые годы прошлого века, когда люди поняли, что единственная ценность, не боящаяся кризиса и девальвации, — это семья.
Мне кажется, что такой интерес к истории своего рода свойственен представителям любого малого народа, тем более кавказского. Для нас это способ удостовериться в значимости своей семьи, а значит, и собственной силе. Понять, что ты не один. Как бы ни сложилась история большого государства, у твоего рода есть предки и будут потомки.
Созданию Кабардино-Балкарского историко-родословного общества предшествовала многолетняя, кропотливая исследовательская работа таких маститых историков, как Олег Леонидович Опрышко, который впервые в кавказоведческой литературе исследовал родословную кабардинских князей Черкасских. В те годы, когда советская цензура не разрешала упоминать в прессе о князьях и дворянах, Олег Леонидович совершил гражданский подвиг, вернув адыгам имена и деяния кабардинских князей, чьими стараниями Кабарду и Россию навеки связали узы братства и дружбы.
У нас нет великой истории, но есть великие историки.
Как рассказал Тхагапсоев, первыми в республике свой интерес к генеалогии продемонстрировали братья Эркеновы, тогда еще предприниматели. Позже Тембулат Эркенов стал министром сельского хозяйства и продовольствия КБР, а Джамбулат Эркенов — заметной фигурой в парламенте республики.
— Насколько я знаю, родословную им писал историк Сафарби Бейтуганов, и обошлось это в 150 тыс. рублей, деньги по тем временам немалые, — говорит журналист. У многих в республике интерес к истории собственной семьи и происхождению своей фамилии разбудил историк Анатолий Максидов, капитан второго ранга в отставке.
— Он находил имена и биографии представителей любой фамилии до восьмого-девятого колена. Я так не смог, дошел только до прадеда, который был комиссаром Баксанского района. Но зато выяснил происхождение своей фамилии! — сообщил Анатолий Тхагапсоев.
В Кабарде тогда стояли то ли крымские татары, то ли янычары, требовали дань. И князь обратился к соплеменникам, дескать, родина в опасности, нужны средства. Откликнулись братья, жившие на берегах Чегема, внесли большой вклад — серебро, золото, прочие ценности. И на хасэ, это такое подобие парламента, при подведении итогов князь поднял братьев и сказал: хагапсо! Это значит — жить вам долго, без горя и нужды. В буквальном переводе «тха» — Всевышний, «псо» — жизнь. И отсюда пошла наша фамилия.
Анатолий Тхагапсоев сожалеет, что историю своего рода ему удалось четко отследить лишь до прадеда, который был комиссаром Баксанского района, осужденным «тройкой» по доносу односельчанина.
Носитель нашей истории — народ, который состоит из отдельных личностей. Вот и хочется больше узнать и сказать о своих предках — не в ущерб, конечно, другим.
Предприниматель Заур Мидов лично занимается составлением своего генеалогического древа. По его словам, самый надежный источник информации — это старики, особенно долгожители. Они удивительно ясно помнят своих бабушек и дедушек, а по их рассказам знают и более далеких предков. Причем рассказать о представителях своей фамилии могут многое. В государственном архиве всего этого не найдешь. Какие-то крупицы информации хранят старинные предметы, сохранившиеся у родственников: женские пояса и нагрудники, оружие, седла, домашняя утварь.
Жители Кабардино-Балкарии не только восстанавливают истории своих семей, но и стремятся наладить связи со всеми кровными родственниками, создавая родовые сообщества. Родственники регулярно встречаются на сборе рода, обсуждают проблемы друг друга, решают, кому и как могут помочь.
Так, недавно в селении Малка Зольского района КБР прошел сход, который собрал около 200 представителей фамилии Мамсировых. Приехали семьи из Адыгеи, Краснодарского края и Турции. Событие, без преувеличения, можно назвать знаковым — разбросанный по Кавказу и зарубежью в результате Русско-кавказской войны род Мамсировых снова объединился. Это стало возможным благодаря огромному желанию представителей фамилии исполнить мечту старших поколений: найти своих родственников, возродить и укрепить утраченные связи. Контакты пришлось искать через знакомых, проживающих в соседних регионах, и через сеть Интернет. Как отметили организаторы схода, удалось сделать самое важное, то, о чем мечтали, но не смогли осуществить в силу объективных причин старшие поколения Мамсировых — найти и воссоединить родственников.
Видео
Анатолий Тхагапсоев, журналист о кавказских традициях (SmartNews)
Генеалогия в Кабардино-Балкарии увлекла не только взрослых, но и детей. Школьники увлеченно пишут сочинения на тему «История моего рода», участвуют в конкурсах на лучшее знание истории своей семьи и не меньше родителей дорожат семейными реликвиями.
Единственное документальное доказательство, которое у меня есть, это свидетельство о рождении моей прабабушке (отец её и есть этот общий предок), дата рождения 1904 год, место Владикавказ, но свидетельство выдавали в 1950 году, возможно, могли написать для формальности Владикавказ. В общем, подскажите с чего начинать?
Для некоторых родословная — это еще и способ повысить свой статус в глазах окружающих. Дескать, из дворян я — видите? Или, скажем, из рода священнослужителей… А некоторые пытаются прибавить своим предкам хоть чуть-чуть знатности. Вряд ли кто проверит! Ну да ничего, не грех… Не себе же!
3 комментария к материалу.