Большинство вузов в Дагестане уже в этом году могут быть закрыты из-за неэффективности. С такой инициативой выступили депутаты Народного Собрания Дагестана. Несколько тысяч дагестанских студентов вынуждены искать себе новое место для обучения уже сейчас.
Дагестанские депутаты выступили с инициативой закрыть почти 80% всех высших учебных заведений республики. Под оптимизацию попадут в основном коммерческие институты и филиалы российских вузов Дагестана. Причина — в неэффективной работе. По мнению большинства местных парламентариев, многие вузы не обеспечивают своих студентов необходимыми знаниями и работают практически впустую.
Действительно, у нас в республике, помимо тех лицензированных вузов, которые сегодня есть, есть филиалы нелицензированных вузов. Их достаточно много. Обязательно нужно проверить их на состоятельность, на эффективность и закрыть те, которые не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.
В прошлом году в России проходил мониторинг деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования. Всего в мониторинге приняли участие 541 вуз и 994 филиала. В Дагестане были проверены 5 республиканских государственных вузов и 29 филиалов. Согласно данным, опубликованным на сайте Министерства образования России, четыре из пяти дагестанских государственных высших учебных заведениях были признаны неэффективными.
Из пяти государственных четыре вуза не прошли аттестацию. Но здесь мы можем спорить, потому что сами критерии оценки были не совсем применимы для Дагестана. В этом отношении всё-таки должен быть дифференцированный подход. Наши государственные вузы, основные пять вузов, они действительно дают качественное образование.
Объективно говоря, филиалы разных российских вузов есть по всей России и могут быть даже в каких-нибудь российских глубинках. В 90-е годы была серьезная проблема с бюджетным финансированием вузов. И когда государство было не в силах содержать вузы, перешли на платную форму обучения, когда в госвузах, помимо бюджетных мест, появились платники. Тогда и получила распространение сеть филиалов. То есть в тех сложных условиях был сохранен доступ к образованию. Это был, может быть, вызов времени, и государству пришлось на это пойти.
В республиканском министерстве образования не понимают, откуда у депутатов информация о таком количестве неэффективных высших учебных заведений. Этим же вопросом задаются и некоторые директора филиалов российских вузов в Дагестане.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в Дагестане работают шесть государственных вузов, 32 филиала государственных вузов, 10 негосударственных вузов, 8 филиалов негосударственных. То есть всего 56 вузов. Я в первый раз слышу, что 80% филиалов считаются неэффективными. Кто вообще проводил этот мониторинг и у кого были на это полномочия — непонятно. Единственный мониторинг вузов и их филиалов, о котором я знаю, — это мониторинг эффективности, проводимый Министерством образования и науки РФ.
У нас есть филиалы, которые действительно не отвечают требованиям. Но есть также филиалы, где всё замечательно, всё есть, и качество образовательного процесса на уровне. В новостях говорят о 120-130 филиалах. У нас нет столько! Я не знаю, может, есть филиалы, которые в подвалах размещены или у кого-нибудь в квартире? Но таких филиалов у нас уже давно нет. Раньше были разговоры о том, что в республике свыше 80 филиалов. Я о таких сейчас не знаю. Много филиалов находятся в Дербенте, а в Махачкале в лучшем случае — штук 10, и то они практически все хорошо работают.
Фото: Журналисты Дагестана
Новость о возможном закрытии филиалов вузов в Дагестане вызвала разную реакцию в обществе. Больше всего занервничали учащиеся этих филиалов и их родители.
Я пока не знаю, что буду делать, если закроют наш вуз. Не хочу об этом думать. Мне еще два года осталось отучиться. В головной офис родители меня не переведут, а учиться в республиканском вузе я уже не хочу.
Я не думаю, что наш филиал закроют. Ему больше 10 лет. Но если что, наверное, меня переведут в головной офис.
Очень неправильное решение закрыть филиал даже из одной комнаты, если человек учится это не хуже чем ничего не делать, а вот все дурные мысли приходят в голову от безделья.
Если и закрывать филиалы, то пусть увеличат бюджетные места в государственных вузах на столько на сколько закрывают…. куда деваться контингенту студентов которые там учатся или будут учится, все попрутся в госвузы и вырастит сумма взятки за поступление, мало того, что в армию дагестанцев не берут, так еще и хотят оставить молодежь без образования (хоть и плохого). Одним словом ускоряют выезд молодежи из республики…Кому-то нужен Дагестан без дагестанцев!
Учтите, в какое время мы живем. Наша молодежь должна быть под присмотром. Если они где-то учатся, то, по крайней мере, хоть какие-то знания получают, хоть как-то бывают заняты. С ними всё-таки ведется просветительская, воспитательская, патриотическая работа, они участвуют в общественной жизни университета, города. Это всё же лучше, чем если бы молодежь была предоставлена сама себе.
По мнению Заура Абдурахманова, в решении депутатов сократить число филиалов российских вузов больше политики, чем общественного начала. Ведь в современных условиях республиканским вузам нередко приходится буквально бороться за каждого абитуриента.
Может быть, здесь политический вопрос? Ведь с появлением филиалов российских вузов наши крупные дагестанские вузы озаботились проблемой нехватки абитуриентов. Например, наш Дагестанский технический университет много лет по многим техническим направлениям недобирает абитуриентов. Что за группа из 10-12 человек на очном отделении? Я, например, не представляю, как их можно обучать.
С недавних пор для привлечения студентов филиалы стали выдавать дипломы, в которых не указано, что студент учился в филиале. То есть, если, допустим, приезжий из соседнего Азербайджана студент учится в филиале какого-нибудь московского вуза в Дербенте или Махачкале, то согласно записи в его дипломе окажется, что он учился в Москве и там же получил высшее образование.
По закону, лицензии на открытие филиала какого-либо вуза дает Министерство образования России. Каждые пять лет лицензию нужно обновлять. Для этого в регионы приезжает специальная комиссия. По словам местных чиновников, чтобы продлить такую лицензию, в Дагестане нередко прибегают к элементам кавказского гостеприимства.
Филиалы вузов открываются по лицензиям, которое выдает министерство образования Российской Федерации. В Дагестане никто не выдает эти лицензии, здесь не имеют права. Дагестанское Министерство образования и науки только мониторинг осуществляет, как вузы и филиалы работают, не имеют права проводить какие-то проверки. Вот недавно был такой мониторинг. Некоторые дербентские филиалы прошли успешно. Все удивляются, как они прошли? Например, у нас в городе уже давно есть спецколледж. Он выпускает специалистов в два раза лучше, качественнее, чем филиалы педагогических университетов в Дербенте. Каждые пять лет они ездят в Москву, обновляют лицензии, проходят так называемую аккредитацию, приезжает сюда делегация — один-два человека из Москвы. Их здесь дагестанскими шашлыками кормят, коньяками, еще чем-то загрузят — вот тебе и свидетельство об аккредитации, лицензии и все.
Видео
На основе опроса, проведенного среди учащихся филиалов и их родителей, дагестанские депутаты планируют провести свою проверку филиалов вузов. После чего они определят среднюю общественную оценку. Далее парламентарии планируют обратиться в Министерство образования РФ с просьбой дать профессиональную оценку филиалам. Сейчас дагестанские депутаты ушли на каникулы, поэтому, скорее всего, этот вопрос будет решаться уже осенью.
В принципе, если заведения не дают людям того, для чего они там существуют – то вполне нормальным решением будет просто напросто их закрыть. Тот кто это сделает, будет стоять перед непростым политическим решением. Но тем не менее есть то что есть.
«Что за группа из 10-12 человек на очном отделении? Я, например, не представляю, как их можно обучать»
И это говорит директор филиала вуза, который раньше назывался МИРЭА! Нормальная группа, в которой можно нормально обучать. Меньше десяти — бессмысленно, если вуз технический, больше 20 — результаты хуже в любом случае. Человек 15-16 — идеально. У нас в группе, когда пошла специализация было человек 12 студентов, зато преподаватели практически каждому уделяли внимание
15 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе