В Дагестане объявили о возрождении ковроткачества, которое во все времена считалось настоящим достоянием Страны гор. На данный момент в республике уже открыты три цеха по производству ковров ручной работы.
В Дагестане решили возродить ковровые фабрики. На республиканские средства уже открыли цех в селении Зильдик, а в селениях Межгюн и Ляхли провели реконструкцию фабрик, которые когда-то гремели на всю Россию. На средства, выделенные из бюджета, удалось погасить долги предприятий. Однако наладить сбыт продукции пока не получилось.
Мы работаем в рамках республиканской целевой программы «Развитие народных художественных промыслов на 2011–2016 годы». В этой программе предусмотрены различные мероприятия по возрождению, сохранению и развитию традиционных дагестанских народных промыслов.
Согласно этой программе, в небольшом селении Зильдик Хивского района уже открыт цех по производству ковров. Он рассчитан на работу 35 человек. Здание хоть и открыли, но ткацких станков в нем пока нет.
В районе есть несколько незадействованных цехов, в которых есть станки. Мы можем уже сейчас новый цех в селе Зильдик укомплектовать этими станками. Но это должен решить сам руководитель цеха, какими станками укомплектовать его. Такие станки есть и в межгюнском цеху. Просто сегодня люди на эту работу идут не очень активно. Постперестроечное время, развал Советского Союза — все это привело к тому, что в этом производстве образовался вакуум. Практически лет 20 мы не готовили смену мастеров, люди не ткали ковры, производство было запущено. Последние два-три года оно постепенно стало возрождаться. Мы планируем задействовать в этом деле до 500 человек по всему району. Эта цифра плановая, но она маловероятная. Пока что в возрождении ковроткачества будет задействовано около 150 человек.
Когда-то Межгюнская и Ляхлинская ковровые фабрики были широко известны на территории Советского Союза, но после его развала производство пришло в упадок. Своими силами мастера не могли наладить сбыт своей продукции, и долгое время о качестве табасаранских ковров знали только на территории самой республики.
После того как производство ковров в районе пришло в упадок, молодежь потеряла интерес к этому виду народного творчества. Но сейчас, когда вновь ввели в эксплуатацию фабрики и цех, планируется разбудить интерес к делу у молодых. Потому в школах Хивского района уже ввели специальный предмет.
Начиная с этого года мы вводим соответствующую дисциплину — ковровое дело — в образовательных учреждениях. В трех школах уже запустили этот предмет. Кроме этого, будут организованы учебные кружки ковроткачества прямо на ковровых фабриках и в цехах. Сегодня действительно можно восстановить цеха в селениях Кандык, Хив, Чувек, Куштиль. В этих населенных пунктах стоят цеха еще с советских времен. Но они нуждаются в косметическом ремонте. Там и станки стоят, и есть все, что нужно. Просто нужно создать условия и вернуть им былую славу.
Возрождение ковроткачества, открытие новых фабрик и цехов может обеспечить работой и постоянным заработком местное население. А значит, меньше вероятности, что сельчане в поисках лучшей жизни покинут свои дома.
Это — рабочие места, это — решение социальных проблем, чтобы люди не уезжали из своих сел, из районов куда-то за куском хлеба.
Но если раньше промысел из Дагестана был широко известен в Союзе, то сейчас у дагестанских мастеров есть серьезные зарубежные конкуренты.
Сегодня сложно продвигать нашу продукцию, потому что границы открыты и сюда завозится огромное количество ковров. Это и азербайджанские, и афганские, и иранские, и турецкие. Они хоть и похожи на дагестанские, но все-таки наши отличаются от них, имеют свои яркие локальные особенности, архаичный геометрический рисунок, по которому мы сразу определим, что это дагестанский ковер.
Традиционно в изготовлении дагестанских ковров используют красный и синий цвета. Для синего цвета в основном использовался краситель индиго, его завозили из Индии. А красный цвет и раньше, и сейчас делают из натуральных красителей, из кавказской марены — есть такое растение. Еще Геродот писал о том, что вокруг древнего города Дербента местные жители выращивают красители и окрашивают ими тканые изделия. Я сам это читал в книге. То есть этот промысел вокруг Дербента имеет непрерывную 2000-летнюю традицию. И она дошла сегодня до нас в неизменном виде.
Видео
Табасаранские ковры
Согласно местным традициям, ковроткачество всегда было исключительно женским ремеслом, которое веками передавалось от матери к дочери. Но из-за долгого застоя в производстве работа практически остановилась, традиция понемногу стала себя изживать. Сейчас в рамках программы «Развитие народных художественных промыслов» в республике постепенно ведется работа по возрождению производства ручных ковров, дагестанской национальной одежды, субсидируется Кубачинский комбинат художественных изделий, а также возрождаются забытые уникальные виды керамики — сулевкентская и испикская.
Во-первых, возобновление работы цехов и создание в старинных зданиях нормальных человеческих условий уже большой плюс. Ведь сто процентов найдутся люди, которые захотят заниматься этим делом, было бы где и за что. Да и уезжать не будут, раз рабочие места появятся. Только обмозговать это все надо и сделать достойно.
А выгодно ли это вообще будет? Разве ковров так мало везде? По-моему, это уже не так актуально и нужно, как раньше.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе