Основа добродетели. В Кабардино-Балкарии возродили старинный кодекс чести

11
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Юлия Верниковская/SmartNews

Старинный свод правил «Адыгэ Хабзэ», который многие века регулировал все сферы жизни адыгов, в последние годы вновь обретает популярность в Кабардино-Балкарии. Того, кто ведет себя вызывающе, одергивают: «Хабзэ не знаешь?» Причем заслужить такой упрек может человек любой национальности, поскольку многие правила этого кодекса давно стали всеобщими нормами приличия.

В «Адыгэ Хабзэ» расписано поведение во всех случаях жизни: свадьба, сватовство, привоз невесты, знакомство с зятем и даже завязывание ребенка в люльке. Например, если в помещение кто-то входит, его не принято встречать сидя, особенно если вошедший старше. При старших неуместно курить. Пожилой женщине положено уступать место даже в маршрутном такси, хотя порой вежливому парню приходится ехать не просто стоя, а еще и сложившись пополам. Гостеприимство считается долгом любого человека, и раньше в каждом доме строили кунацкую — что-то вроде маленькой домашней гостиницы. Эти и многие другие предписания хабзэ в Кабардино-Балкарии исполняют люди любой национальности.

Мне кажется, при Советах об адыгэ хабзэ старались не вспоминать. Люди стеснялись соблюдать традиции, стеснялись танцевать национальные танцы, делая это, пожалуй, только на свадьбах. В постсоветский период произошло эдакое «отступление вперед», и люди снова заинтересовались своими корнями, стали давать детям национальные имена, вернулись к старинным обычаям, в том числе и к старинному этикету.

Сейчас людьми соблюдается скорее внешняя сторона адыгэ хабзэ, особенно на таких мероприятиях, как свадьбы, похороны, увоз невесты, по крайней мере в городе. Урбанизация не дает возможности пунктуального соблюдения традиций.

Фото: Юлия Верниковская/SmartNews

Согласно «Адыгэ Хабзэ», главное — это уважение к старшему, особенно старику, к женщине, а также сохранение собственного человеческого достоинства. «Независимо от того, дома ли старший или же отсутствует, на его кровать никто не садился, не говоря уже о том, чтобы лечь на нее. При отце даже взрослые сыновья, имеющие свои семьи, не садились, не курили, а о том, чтобы он увидел сына пьяным, и речи не могло быть», — писал в своей книге «Адыги. Обычаи и традиции» известный ученый, знаток «Адыгэ Хабзэ» Сафарби Мафедзев.

Особое почтение проявляется к родителям, особенно состарившимся, — людям, которые подарили тебе жизнь. Полагалось, чтобы родственники и соседи просто так заходили к старшему и справлялись о его здоровье, рассказывали ему новости, спрашивали совета. Старшему не переходили дорогу, особенно женщины.

Главное для меня в адыгэ хабзэ — глубокое уважение к старшим. Согласитесь, такое есть не у всех народов. Старший — самый лучший, самый мудрый советчик. У меня и бабушка, и дедушка очень почитаемые люди, к ним за советом шли буквально все. Попросить совета — это тоже проявить уважение.

Одиноких стариков, женщин, немощных людей всегда забирали к себе родственники, соседи. За ними ухаживали, следили, их на ночь одних не оставляли в комнате. Все это требовал адыгэ хабзэ от адыгов. О значении хабзэ говорят пословицы: «Тот, кому кажется хабзэ угодничеством, лишает себя и половины того, что заслуживает», «Участь не знающего адыгэ хабзэ — позор», «Не знающий хабзэ ведет себя безобразно».

ты удивишься, но есть множество людей (особенно в селах), воспитанных в соответствующей обстановке и даже не задумывающихся, что они оказывается следуют принципам Хабзэ. Кто-то больше, кто-то меньше.. нам самим это все не заметно, но за пределами Кавказа (или даже за пределами наших резерваций) люди замечают, што многие наши земляки совсем по другому (в лучшую сторону) воспитаны.

Меня задевает, когда молодежь, не обращая внимания на старших рядом, ругается матом, или курит, или даже выпивает при них. Это результат отсутствия системы должного воспитания. В семьях, где соблюдаются традиции — не внешняя их сторона, а суть, — такого не бывает.

Особенное уважение «Адыгэ Хабзэ» предписывает проявлять к женщине. «Женщина — начало жизни. Даровать жизнь детям, воспитывать их в духе хабзэ — вот ее предназначение. Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться, ибо каждый из них, едва появившись на свет, был “связан” женщиной и вскормлен ее молоком. Ссора перед женщиной и невоздержанность языка — грех. Показать слабость перед женщиной — удел слабого и не ведающего хабзэ. Унизить женщину — значит унизить себя и оскорбить хабзэ. Толкать женщину на грех, на то, чего не желаешь сестре, — значит обречь сестру на грех от такого же, не ведающего хабзэ», — говорится в кодексе «Адыгэ Хабзэ». Но при этом «женщина, преступившая хабзэ, не заслуживает достойного обращения. Женщина должна слушаться мужчину, жена — мужа».

Фото: Юлия Верниковская/SmartNews

У нас с Асланом скоро свадьба, все хорошо, моим родственникам всем он нравится, мне тоже. Но он такой хабзист! Правильный, прямо безупречный, не придерешься. Это не скажи, туда не пойди, «делай как моя мама». Не любит, когда надеваю джинсы, а возражать ему — значит поссориться. Родители у него тоже такие. Не дай Аллах, увидит, когда я курю! Или скажут ему. Это будет конец отношений.

— Хорошо знают хабзэ только старики. Люди средних лет и молодежь пользуются какими-то внешними приемами этого кодекса, словами и жестами. Делают, говорят, но не понимают, зачем это и откуда взялось. Не понимают того, что хабзэ диктует им требования к себе, а уже потом к другим, это же в первую очередь моральный кодекс, а не руководство по поведению.

Мне кажется, настоящий адыгэ хабзэ как система воспитания уцелел только в селах. Меня очень трогает, что сельские детишки всегда здороваются с незнакомыми приезжими, со старшими — с особым почтением. В городах уже давно такого нет, несмотря на то что сейчас городские дети из интеллигентных семей ведут себя очень приятно, вежливы и развиты.

Адыгэ хабзэ — это нормально, если без перегибов. В принципе человек так и должен себя вести, независимо от того, адыг он или не адыг. У меня в отделе парни все кабардинцы, я давно привык. Другое дело, что соблюдают его не все. Но, наверное, больше народу, чем Моральный кодекс строителя коммунизма.

Фото: Юлия Верниковская/SmartNews

Мне кажется, что основные положения любого национального этикета, будь то Хабзэ или Бусидо или что-то еще, у всех народов одинаковы. Различается лишь форма их проявления, которая и зависит от местных условий, времени и тд и тп. Не думаю, что есть народы, в этикете которых не прописано уважение к старшим, к женщинам и тд и тп. А как это уважение и другие принципы этикета проявляются-это уже другой вопрос-они либо есть, либо их нет. Всех случаев в этикете не предусмотришь, там в основном прописывают некоторые ритуальные действия (ритуальные-это не связанные с ритуальными услугами, а превратившиеся в ритуал). А вот вопли о «сохранении традиций» смотрятся нелепо, особенно когда это обсуждают два амбала, сидя на сиденье в троллейбусе, а рядом стоит старик или мать с ребенком и тд и тп. Или когда ребенок рассядется на полсиденья и начинает голосить, что иерихонская труба, а на замечания посторонних людей мать огрызается.

И вообще, кто-то из великих сказал, что чрезмерное увлечение былым величием — не что иное, как признак деградации. По-моему, правильно. Чем орать на весь мир, какие мы были, лучше почаще смотреть на то, какие мы сейчас. И все станет ясно…

Видео

Прислала
Наташа Смирнова

Финансовый директор

Правила, описанные в Хабзэ в основном являются обычной нормой жизни. А то, что у нас сейчас исчезло уважение не только к старшим, но и к друг другу, так это болезнь нашего современного общества.

Автор

Юлия Верниковская

Над статьей работали

Анастасия Савельева, Наташа Смирнова

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Валентина Клеменко 27 июля 2013, 11:20

Согласна, что это уже пережитки прошлого. нельзя жить сотни, тысячи лет по одним и тем же канонам. Время идёт, мир меняется.. Уважение к женщине - это всё правильно, только она же не вещь. Весь мир борется за права женщин, а тут такой шаг назад.

Отмечено
редакцией

Наташа Смирнова 27 июля 2013, 12:27, Изменено: 27 июля 2013, 13:40

Правила, описанные в Хабзэ в основном являются обычной нормой жизни. А то, что у нас сейчас исчезло уважение не только к старшим, но и к друг другу, так это болезнь нашего современного общества.

Сергей Васильков 27 июля 2013, 22:59, Изменено: 27 июля 2013, 23:00

И болезнь эта не имеет национальности.

Станислав Захаркин 27 июля 2013, 14:02

Много правильных вещей там сказано, нужно возрождать традиции.

Master Yoda 27 июля 2013, 17:06

Раньше были правила (традиции, законы) выработанные родовыми общинами на протяжении сотен лет. Они позволяли соблюдать и сохранять порядок в немногочисленных тогда поселениях, либо групп поселений. Сегодня, на огромных территориях и при огромной массе граждан это приобрело вид законов - УК, АК, ТК и т.д. и т.п. Но воспитание детей в духе уважения к любому человеку и соблюдение правил морали, это целиком и полностью задача родителей и родственников. В мегаполисах связь между родственниками слабая и дети порой видят только поведение родителей и берут его за норму. В общем яблоко от яблони недалеко падает, и если дети (молодые люди) ведут себя неподобающим образом, то это просто копии своих родителей.

Добавить комментарий

Новое на сайте