Музыкальный переполох. В Петербурге дирижеров лишают работы

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Елена Пискунова/vk.com/ОПЕРА ВСЕМ

В Северной столице может сократиться число оркестров. Несколько коллективов хотят объединить в один, создав таким образом проект, который может стать визитной карточкой города. Пока комитет по культуре подробности своих планов не разглашает, однако увольнения уже начались.

Петербургские чиновники задумали создать масштабный проект «Опера — всем», который, как предполагается, принесет Северной столице дополнительную международную славу. Однако появиться он должен на базе уже существующих. Такие известные коллективы, как Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, «Петербург-концерт» и Губернаторский оркестр, могут объединить. Чиновники называют это оптимизацией и реорганизацией. Старые творческие коллективы уже не актуальны, несовременны, нужно что-то новое и свежее. Кроме того, такие изменения помогут увеличить заработную плату, считают представители исполнительной власти. В свою очередь, деятели культуры называют это разрушение музыкальных традиций Петербурга. Кроме того, без работы могут остаться люди, которые посвятили музыке всю свою жизнь. Главный режиссер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра Александр Титов уже уволен.

Меня уволили «по звонку», без уведомления и предупреждения. Просто попросили зайти и расписаться. Мне показалось, что этого для увольнения недостаточно, и хотелось получить какие-то объяснения. А объяснения оказались не творческого плана. К нам приходил глава комитета по культуре Василий Панкратов и заявил, что наше творчество должно быть более востребовано. Но у нас все концерты проходят с аншлагом, почему тогда мы говорим о невостребованности? Он требует, чтобы дирижер проявлял менеджерские качества. Но средняя зарплата наших музыкантов — 14–16 тысяч. Очень трудно с такими деньгами что-то сделать. Да и вообще, сапоги должен шить сапожник, а менеджер должен заниматься другими вещами. На сегодняшний день я уволенный дирижер, но ни одного дня простоя не было, и оркестр работает в прежнем режиме.

Прислала
Наталья Гребнева

Александр Титов, художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.


Фото: Saint-Petersburg Philharmonia

Подобной участи сейчас опасается и художественный руководитель Губернаторского оркестра. Пока коллектив работает в привычном режиме, но неопределенность и увольнение коллеги создали напряженную ситуацию.

Во время концерта в Большом зале Филармонии в антракте ко мне подошел зампредседателя комитета по культуре и сообщил, что нужно серьезно поговорить. Это все было сказано за десять минут до выхода на сцену. Во-первых, я не понимаю, почему нельзя было выбрать другое место. Меня разве так сложно найти, я от кого-то прячусь? Во-вторых, непонятна эта неопределенность, так как дальнейшего разговора так и не последовало.

Руководителей творческих коллективов в первую очередь не устраивает возникшая вдруг таинственность вокруг этого вопроса. Комитет по культуре планы по объединению оркестров не подтверждает и не опровергает, в итоге музыканты пока живут в неведении и могут только предполагать, что их ждет дальше.

Сейчас мы питаемся только слухами, и часть из них вброшена специально, чтобы обвинять нас в том, что мы пользуемся домыслами. Единственное, что мы можем сейчас сделать, — это потребовать объяснений. И если речь действительно идет о создании оркестра, способного конкурировать на мировом уровне, стать лицом города, то что тогда оркестры Титова, Темирканова, Гергиева — это что, не лицо города? Если это объединение произойдет, то мы лишимся и звучания, и публики. В комитете говорят о том, что сегодня в городе 18 оркестров, на которые тратится четверть миллиарда бюджетных денег. Откуда такие цифры? Я знаю только пять оркестров, существующих при государственной поддержке.

Прислала
Наталья Гребнева

Я допускаю, что комитет по культуре может иметь свои планы, но они должны быть четко сформулированы, опубликованы и обсуждены. Необходимость этой оптимизации объясняют также повышением зарплаты, но необходимо, чтобы в комитете пояснили, каким образом эту зарплату будут поднимать.

Между тем петербургские депутаты решили не ждать, когда комитет по культуре сам разъяснит ситуацию, и решили призвать исполнительную власть к ответу.

Мы собираемся пригласить на заседание комиссии по образованию, культуре и науке главу комитета по культуре Василия Панкратова. Встреча будет проходить в закрытом режиме, так как мы надеемся, что получится откровенный разговор. Исполнительная власть Петербурга сегодня очень много на себя берет. Есть ощущение, что люди, которые сегодня занимаются вопросами культуры и требуют в этой сфере эффективного менеджмента, не отличают симфонический оркестр от трактора. Ситуация в городе сложилась очень тяжелая. Необходимо создание широкого экспертного совета в сфере культуры, который бы работал не при Смольном.

Нововведения не коснутся легендарного Симфонического оркестра Мариинского театра, который, кстати, устроил в Нью-Йорке русские сезоны.

Видео

Мариинка устроила в Нью-Йорке русские сезоны.

Сюжет телеканала «Россия 24».

Автор

Ольга Першина

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Анастасия Савельева

Новое на сайте