Чистая энергия. Первую в мире плавучую электростанцию снабдили атомным реактором

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

ПАТЭС «Академик Ломоносов». Фото: korabli.eu

На Балтийском заводе стартовал ключевой этап строительства плавучей атомной электростанции — первой в мире и абсолютно безопасной для окружающей среды. На нее установили атомный реактор.

В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе проведена погрузка первого из двух реакторов КЛТ-40С на первую в мире плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов». Как пояснили на самом заводе, это ключевой этап работы, которая началась в 2008 году. Предполагается, что второй реактор будет погружен 1 октября, в соответствии с графиком строительства.

Сегодня 220-тонный парогенерирующий блок, изготовленный по проекту ОКБМ имени Африкантова, был транспортирован из эллинга цеха № 6 Балтийского завода к достроечной набережной, где в присутствии представителей заказчика, концерна «Росэнергоатом», и Российского морского регистра судоходства плавкраном «Демаг» он был погружен в реакторный отсек.

Строительство станции было начато пять лет назад, однако в 2011-м работы пришлось заморозить. В прошлом году проект возобновили, и сейчас над ним работает более 280 человек. Заказчиком энергоблока выступил концерн «Росэнергоатом». По условиям контракта, Балтийский завод обязуется подготовить его к буксировке на место эксплуатации 9 сентября 2016 года.

Прислала
Наталья Гребнева

В прошлый раз Балтзавод осуществлял такую операцию в 2001 году, когда строил ледокол «50 лет Победы» — последний атомоход серии «Арктика». Так что это эпохальное событие, ясно свидетельствующее, что завод возродился.

Александр Коновалов, директор по производству Балтийского завода, пресс-служба

Мы как заказчик видим, что в последние месяцы интенсивность работ на заказе возросла многократно, что вселяет в нас твердую уверенность: плавучий энергоблок будет готов в срок.

Алексей Завьялов, заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом», пресс-служба

Первые испытания станции планируется провести на Камчатке через два года. Согласно современным нормам, объект проектировался с «запасом прочности», превышающим предельно возможные нагрузки, такие как удар цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара. Насколько станция устойчива, проверят во время тестирования. Помимо основного назначения ее протестируют также на возможности опреснения воды. Предполагается, что на весь проект будет затрачено около 336 млн рублей. Между тем уникальной АЭС уже заинтересовались многие страны, среди которых Китай, Индонезия, Малайзия, Алжир, Намибия и Аргентина.

Фото: пресс-служба Балтийского завода

Однако экологи не так оптимистично настроены по отношению к этому проекту. По их мнению, с одной стороны, существует ряд рисков, которые не учитывает себестоимость проекта, а значит, в дальнейшем потребуются дополнительные расходы. С другой стороны, они считают, что полученный результат не оправдывает затрат на строительство плавучей атомной станции.

Предполагается, что на борту будет до одной тонны высокообогащенного урана, 18% по изотопу 235. Это еще не оружейный уровень, но этого достаточно, чтобы объект привлек тех, кто занимается созданием «грязной бомбы» или урановых боеголовок. Сейчас этой станцией заинтересовались многие — Бразилия, Тунис, Индия, Китай. Можно себе представить, что такое атомная станция в водах неспокойного Туниса. Кто займется охраной объекта? В себестоимость эти расходы не включены, соответственно, потребуется дополнительное финансирование. Между тем сама станция как таковая энергетической проблемы не решает. Ее мощность составляет 70 МВт, а этой энергией можно обеспечить всего лишь 100 тыс. жителей. Что такое эти 70 МВт, например, для Индии?

Сама станция представляет собой баржу, которая требует буксировки. В случае стихийного бедствия, например цунами или какой-нибудь катастрофы, самолет упадет, станция не сможет самостоятельно на это отреагировать, соответственно, и последствий не избежать. В Мировой океан может попасть тонна отработанного топлива, а это 1 млрд кюри. Для сравнения: при аварии на Чернобольской АЭС выброс оценивался в 50 млн кюри. Не решен вопрос базировки новой станции и кто в итоге будет потребителем. Рассматривался Чукотский автономный округ, но там скептически отнеслись к этому. Сейчас ведутся переговоры с Камчатским краем — при эксплуатации станции стоимость киловатта составит 6 рублей, сейчас там в среднем на рубль дешевле. И через десять лет потребуется ее перезарядка, отработанное топливо нужно будет куда-то девать. Этот вопрос пока тоже не решен.

Справка SmartNews

Первоначально ядерная энергия предназначалась для военных целей. Однако с развитием гражданских атомных технологий и появлением большого количества атомных реакторов на военных судах, подлодках и ледоколах стали очевидны выгоды мобильных источников энергии, которые можно было использовать в отдаленной и неосвоенной местности.

Видео

Спуск атомной электростанции «Академик Ломоносов».

Видео: Arch Hvv.

Автор

Ольга Першина

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Анастасия Савельева

1 комментарий к материалу.

Константин Олешкевич 28 сентября 2013, 10:20

Ну слушать Гринпис по этому поводу - себя не уважать. Крайне одиозная конторка, которая занимается только тем, что выгодно США. Пускай борются против загрязнения грунтовых вод при добыче сланцевого газа в США.

А сама новость ОЧЕНЬ хорошая, мы получаем мобильную АЭС с помощью которой можно и нужно решать задачи освоения Арктики и не только.

А по поводу экспорта, действительно - в страны без ядерного оружия ее лучше не поставлять, потому как степень обогащения выше чем в обычных АЭС.

Добавить комментарий

Новое на сайте