Чтобы сохранить исторический центр Северной столицы, должен появиться второй Петербург — территория на окраине города, которая будет активно расти и развиваться. С таким заявлением выступил глава Эрмитажа Михаил Пиотровский. SmartNews попытался выяснить, насколько осуществима эта идея.
Создание второго Петербурга может стать решением для спасения исторического центра Северной столицы, считает глава Эрмитажа Михаил Пиотровский. Градозащитники уже много лет борются за то, чтобы запретить любое строительство в этой части города. Однако снос старой застройки продолжается, и на ее месте возникают новые здания.
Для того, чтобы город рос и сохранялся, нужно строить второй Петербург. В центре города строить, конечно, нет смысла. Для того, чтобы исторический центр сохранить, нужно определить точную альтернативу, где и как город будет развиваться.
На окраинах города сегодня ведется строительство, но в основном это пока только жилые массивы и социальные объекты. Какой-то активной культурной и деловой жизни там практически нет. Между тем сама идея создания второго центра Северной столицы не нова, ее обсуждали еще в довоенные времена, однако со временем забыли.
С ходу так просто сейчас определить, где должен развиваться новый центр Петербурга, невозможно. Для этого необходимо провести специальные градостроительные исследования. Но сама идея очень хорошая, и я ее поддерживаю. И надо заметить, она далеко не нова. Планы о переносе деловой жизни города существовали еще в 30-х годах, это зафиксировано генпланом того времени. Тогда предполагалось сделать Московский проспект вторым по значимости после Невского проспекта. В Дом Советов планировалось перенести администрацию из Смольного. Частично эти планы были реализованы, и работа продолжалась в послевоенные годы. И это, кстати, во многом помогло спасти исторический центр от перестройки. Однако вскоре эта идея была забыта. Поэтому нам действительно нужно реанимировать этот план. Конечно, теперь создание такого центра возможно в каком-то другом месте, и для этого нужен подробный анализ. Кстати, в европейских городах подобный опыт есть, и он достаточно успешный. Например, в Париже был создан деловой центр Дефанс. Его строительство велось с применением самых современных технологий. Это во многом благоприятно повлияло на историческую часть Парижа.
Впрочем, сегодня правительство города уделяет особое внимание ряду районов, решая там транспортные проблемы и формируя потенциал для дальнейшего именно делового развития. Многие эксперты отмечают такую тенденцию в южной части Северной столицы. Там планируется продолжение строительства метрополитена, ведется разработка системы легкорельсного транспорта.
Это достаточно сложная тема, требующая очень тщательной проработки и анализа. Для того чтобы была определена новая деловая часть города, а речь идет именно об этом, нужно учитывать много составляющих — это транспортная доступность, и социальные показатели на территории, и темпы развития. На мой взгляд, на сегодняшний день наиболее подходящий вариант — это юг города. Именно там находится аэропорт, там ведется развитие транспортной инфраструктуры. Если деловую часть вывести из центра города, это, конечно, положительно скажется на историческом Петербурге: прекратится застройка бизнес-центрами, уменьшатся транспортные потоки. Михаил Борисович Пиотровский не первый раз об этом говорит и продолжает эту идею продвигать.
Идею о том, что необходимо разгрузить центр Петербурга, я поддерживаю. Действительно, городу необходима территория, где не было бы ограничений по высоте, возможна была бы абсолютная урбанизация, уплотнение. Но для города-миллионника, а тем более пятимиллионника, как мне кажется, лучше осваивать территории между спальниками и промышленными зонами, которые сегодня не получили эффективного развития. Необходимо вживаться в уже существующую ткань города, а не строить на пустом месте, где нет коммуникаций, воды, транспортной инфраструктуры. В Петербурге сегодня достаточно таких территорий на границе со спальными районами, где бы мог такой Сити появиться, — это и Купчино, и Юго-Запад, и некоторые районы, граничащие с центром. Вдоль Митрофаньевского шоссе также достаточно рыхлая промышленная зона, и эта часть города вполне может быть рассмотрена. Я не поддерживаю идею расширения города и освоение под строительство сельскохозяйственных территорий. Нужно дать возможность развиваться малым городам в той же Ленобласти.
Видео
Санкт-Петербург — Северная Венеция
Видео: marrow brain на YouTube
А зачем строить второй Питер? Можно просто расширять старый город.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе