Подглядели у эстонцев. В центре Петербурга пустят бесплатные автобусы

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Zamir Usmanov/Russian Look

Санкт-Петербург планирует перенять опыт Таллина, запустив в центре города бесплатные автобусы. Губернатор поручил изучить опыт соседей и разобраться, как это можно применить в Северной столице. Эксперты видят как плюсы, так и минусы от введения бесплатного общественного транспорта.

Введение бесплатного проезда на общественном транспорте уже опробовано как в Европе, так и в Азии. Однако это пока касалось отдельных городских районов или небольших городков. Таллин стал самым крупным городом, где местные жители могут прокатиться на автобусе, трамвае или троллейбусе и при этом не платить за проезд. Проект стартовал в этом году, и первые результаты не заставили себя долго ждать: пассажиропоток возрос, количество автомобилей на улицах города сократилось и таллинская семья в среднем экономит около 60 евро. А самое главное — уменьшилось время ожидания в пробках, увеличилась скорость движения, а также все это положительно влияет на экологическую ситуацию и уровень мобильности горожан. Губернатор Санкт-Петербурга, узнав об этом проекте, поручил изучить опыт соседей, чтобы его можно было применить в Северной столице.

Кампания бесплатного транспорта началась год назад, был объявлен референдум, у местного населения была возможность высказаться, поддерживают они это или нет. Введение проезда для жителей Таллина в пределах города поддержали 75% населения. Понижение числа автотранспорта в городе составило 15%, рост количества пассажиров общественного транспорта составил 10%. Эта политика пользуется популярностью среди всех слоев населения. В сравнении с другими европейскими городами мы не наблюдали резкого прироста. Это объясняется тем, что у нас до этого часть населения была освобождена от платы, часть имела льготы. Однако по вечерам и по выходным появились пользователи общественного транспорта новой категории. Стали пользоваться транспортом мужчины работоспособного возраста.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Zamir Usmanov/Russian Look

Нововведение стоило бюджету Таллина 12 млн евро. Однако эти расходы удалось покрыть за счет увеличения населения, отчисляющего налоги в казну. Количество местных жителей за год возросло на 13 тыс. человек. Согласно оценкам правительства города, тысяча жителей приносят казне 1,2 млн евро в год. В результате на общественный транспорт пришлось потратить не так много дополнительных средств и даже удалось приобрести 50 автобусов.

Пока прошло мало времени, поэтому еще сложно оценить результаты. Я думаю, многое зависит от политиков, какие у них приоритеты, как относятся к своим жителям. Для людей становятся приоритетом цена услуги, комфорт, точность, затрата времени.

Во время визита в Таллин губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заинтересовался этим нововведением. Он отметил, что Северная столица вполне может позаимствовать опыт соседей. Эксперты в свою очередь убеждены, что его вполне можно рассмотреть и подумать, как применить в городе на Неве.

Прислала
Наталья Гребнева

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и мэр Таллина Эдгар Сависаар. Фото: rus.postimees.ee

В Петербурге также общественный транспорт не самоокупаемый, есть дотации и для наземного транспорта, и для метрополитена. Поэтому мы действительно будем учитывать этот опыт. Вообще сегодня этот вопрос требует проработки и изучения. Например, на прошлое заседание мы вынесли законопроект, предполагающий штрафовать перевозчиков за то, что они не выдают билеты. К сожалению, у нас есть такие недобросовестные перевозчики. Необходимо сегодня в первую очередь наладить этот учет. Нельзя, конечно, сопоставить объемы Таллина и Петербурга. Но идея хорошая, надо думать над ее реализацией.

— Плюсы, которые сегодня существуют от внедрения бесплатного общественного транспорта, очевидны. Это может быть дополнено экономией затрат на взимание оплаты за проезд. Труд кондукторов обходится примерно в 3 млрд рублей в год. Сегодня в Петербурге затраты на перевозку пассажиров составляют 48 млрд рублей, из них 20 млрд рублей — это субсидирование из бюджета города. Поэтому порядка 6–7% бюджета города будут идти на обеспечение бесплатного проезда. Нужно определять в таком случае приоритеты — на образование, здравоохранение или на транспорт. У нас, например, 32 млрд в год тратится на общеобразовательные учреждения, то есть это практически сопоставимо с введением транспорта. Но мы готовы обсуждать этот проект, который достаточно интересен.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Zamir Usmanov/Russian Look

Несмотря на столь успешный таллинский опыт, в Петербурге некоторые эксперты пока все-таки видят недоработки.

— Все мы знаем такую пословицу: «Если где-то прибыло, то где-то убыло». У меня есть информация, что те деньги, которые должны были пойти на реконструкцию дорог, были потрачены на введение бесплатного транспорта. Кроме того, не получится ли так, что в транспорт начнут садиться люди, нигде не работающие, с бутылочкой спиртного и кататься весь день. Таким образом, мы получаем социальную проблему. Это не значит, что это система плохая, но я рассуждаю как автомобилист. Если это делать в Петербурге, не лягут ли на плечи автомобилистов те же налоги и поборы?

Ранее сообщалось, что французские производители помогут Северной столице модернизировать транспортную инфраструктуру. Для этого они наладят в Санкт-Петербурге выпуск скоростных трамваев, комфортабельных и безопасных. Городские чиновники убеждены, что за этими моделями будущее.

Видео

Общественный транспорт Санкт-Петербурга

Видео: 100ТВ

Прислал
Станислав Захаркин

Торговый представитель

Даже, если такой автобус будет постоянно курсировать, то в него элементарно не влезешь. У нас будут километровые очереди, проще уже за деньги доехать, но быстрее.

Автор

Ольга Першина

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Анастасия Савельева, Станислав Захаркин

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Виталий Яровой 18 декабря 2013, 12:18

Это, безусловно, отличное начинание. хотелось бы, чтоб такой транспорт запустили во многих городах.

Отмечено
редакцией

Станислав Захаркин 18 декабря 2013, 16:29, Изменено: 18 декабря 2013, 17:55

Даже, если такой автобус будет постоянно курсировать, то в него элементарно не влезешь. У нас будут километровые очереди, проще уже за деньги доехать, но быстрее.

Алина Астафьева 18 декабря 2013, 18:58

Опыт других стран не всегда можно применить к нашему государству. Нужно учитывать особенности Питера, населения и дорог. Можно попробовать запустить пилотный проект, посмотреть на отклик, а дальше уже действовать исходя из ситуации,денег всё равно сразу не найдут на полномасштабное введение.

Рафаєль В. Макаров 12 января 2014, 10:30

Таллин, так сказатть есть маллэнький балтыйский город... Поэтому его опыт. пусть даже и хороший опыт лучше опробовать с осторожностью. Тем более, что причина большого количества автомобилей в крупных городах - не только в плохой организации общественного транспорта. Хотя в течение месяца поэкспериментировать можно.

Добавить комментарий

Новое на сайте