Санкт-Петербург планирует перенять опыт Таллина, запустив в центре города бесплатные автобусы. Губернатор поручил изучить опыт соседей и разобраться, как это можно применить в Северной столице. Эксперты видят как плюсы, так и минусы от введения бесплатного общественного транспорта.
Введение бесплатного проезда на общественном транспорте уже опробовано как в Европе, так и в Азии. Однако это пока касалось отдельных городских районов или небольших городков. Таллин стал самым крупным городом, где местные жители могут прокатиться на автобусе, трамвае или троллейбусе и при этом не платить за проезд. Проект стартовал в этом году, и первые результаты не заставили себя долго ждать: пассажиропоток возрос, количество автомобилей на улицах города сократилось и таллинская семья в среднем экономит около 60 евро. А самое главное — уменьшилось время ожидания в пробках, увеличилась скорость движения, а также все это положительно влияет на экологическую ситуацию и уровень мобильности горожан. Губернатор Санкт-Петербурга, узнав об этом проекте, поручил изучить опыт соседей, чтобы его можно было применить в Северной столице.
Кампания бесплатного транспорта началась год назад, был объявлен референдум, у местного населения была возможность высказаться, поддерживают они это или нет. Введение проезда для жителей Таллина в пределах города поддержали 75% населения. Понижение числа автотранспорта в городе составило 15%, рост количества пассажиров общественного транспорта составил 10%. Эта политика пользуется популярностью среди всех слоев населения. В сравнении с другими европейскими городами мы не наблюдали резкого прироста. Это объясняется тем, что у нас до этого часть населения была освобождена от платы, часть имела льготы. Однако по вечерам и по выходным появились пользователи общественного транспорта новой категории. Стали пользоваться транспортом мужчины работоспособного возраста.
Нововведение стоило бюджету Таллина 12 млн евро. Однако эти расходы удалось покрыть за счет увеличения населения, отчисляющего налоги в казну. Количество местных жителей за год возросло на 13 тыс. человек. Согласно оценкам правительства города, тысяча жителей приносят казне 1,2 млн евро в год. В результате на общественный транспорт пришлось потратить не так много дополнительных средств и даже удалось приобрести 50 автобусов.
Пока прошло мало времени, поэтому еще сложно оценить результаты. Я думаю, многое зависит от политиков, какие у них приоритеты, как относятся к своим жителям. Для людей становятся приоритетом цена услуги, комфорт, точность, затрата времени.
Во время визита в Таллин губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заинтересовался этим нововведением. Он отметил, что Северная столица вполне может позаимствовать опыт соседей. Эксперты в свою очередь убеждены, что его вполне можно рассмотреть и подумать, как применить в городе на Неве.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и мэр Таллина Эдгар Сависаар. Фото: rus.postimees.ee
В Петербурге также общественный транспорт не самоокупаемый, есть дотации и для наземного транспорта, и для метрополитена. Поэтому мы действительно будем учитывать этот опыт. Вообще сегодня этот вопрос требует проработки и изучения. Например, на прошлое заседание мы вынесли законопроект, предполагающий штрафовать перевозчиков за то, что они не выдают билеты. К сожалению, у нас есть такие недобросовестные перевозчики. Необходимо сегодня в первую очередь наладить этот учет. Нельзя, конечно, сопоставить объемы Таллина и Петербурга. Но идея хорошая, надо думать над ее реализацией.
— Плюсы, которые сегодня существуют от внедрения бесплатного общественного транспорта, очевидны. Это может быть дополнено экономией затрат на взимание оплаты за проезд. Труд кондукторов обходится примерно в 3 млрд рублей в год. Сегодня в Петербурге затраты на перевозку пассажиров составляют 48 млрд рублей, из них 20 млрд рублей — это субсидирование из бюджета города. Поэтому порядка 6–7% бюджета города будут идти на обеспечение бесплатного проезда. Нужно определять в таком случае приоритеты — на образование, здравоохранение или на транспорт. У нас, например, 32 млрд в год тратится на общеобразовательные учреждения, то есть это практически сопоставимо с введением транспорта. Но мы готовы обсуждать этот проект, который достаточно интересен.
Несмотря на столь успешный таллинский опыт, в Петербурге некоторые эксперты пока все-таки видят недоработки.
— Все мы знаем такую пословицу: «Если где-то прибыло, то где-то убыло». У меня есть информация, что те деньги, которые должны были пойти на реконструкцию дорог, были потрачены на введение бесплатного транспорта. Кроме того, не получится ли так, что в транспорт начнут садиться люди, нигде не работающие, с бутылочкой спиртного и кататься весь день. Таким образом, мы получаем социальную проблему. Это не значит, что это система плохая, но я рассуждаю как автомобилист. Если это делать в Петербурге, не лягут ли на плечи автомобилистов те же налоги и поборы?
Ранее сообщалось, что французские производители помогут Северной столице модернизировать транспортную инфраструктуру. Для этого они наладят в Санкт-Петербурге выпуск скоростных трамваев, комфортабельных и безопасных. Городские чиновники убеждены, что за этими моделями будущее.
Видео
Общественный транспорт Санкт-Петербурга
Видео: 100ТВ
Даже, если такой автобус будет постоянно курсировать, то в него элементарно не влезешь. У нас будут километровые очереди, проще уже за деньги доехать, но быстрее.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе